Информационная безопасность: источник затрат или стратегические инвестиции? Информационная безопасность в отраслях Затраты организаций на информационно-коммуникационные технологии

Вкладывают деньги в различные технологии компьютерной безопасности - от платформ для выплаты премий за обнаружение уязвимостей в программах до диагностики и автоматизированного тестирования программ. Но больше всего их привлекают технологии аутентификации и управления идентификационной информацией - в стартапы, занимающиеся этими технологиями, было инвестировано порядка $900 млн по итогам 2019 года.

Инвестиции в стартапы, занимающиеся обучением в области информационной безопасности , в 2019 году достигли $418 млн, чему во многом способствовала компания KnowBe4, которая привлекла $300 млн. Этот стартап предлагает платформу для симуляции фишинговых атак и ряд обучающих программ.

Порядка $412 млн в 2019 году получили компании, занимающиеся безопасностью интернета вещей. В этой категории по объёму вложений лидирует SentinelOne , которая в 2019-м получила $120 млн на развитие технологий защиты конечных точек.

При этом аналитики Metacurity приводят другие данные, характеризующие ситуацию на рынке венчурного финансирования в секторе информационной безопасности. В 2019 году объём вложений здесь достигли $6,57 млрд, увеличившись с $3,88 млрд в 2018-м. Количество сделок тоже увеличилось - со 133 до 219. При этом средний объём инвестиций в расчёте на одну сделку практически не изменился и составил 29,2 млн по итогам 2019 года, подсчитали в Metacurity.

2018

Рост на 9% до $37 млрд - Canalys

В 2018 году продажи оборудования, программного обеспечения и сервисов, предназначенных для информационной безопасности (ИБ), достигли $37 млрд, увеличившись на 9% относительно показателя годичной давности ($34 млрд). Такие данные 28 марта 2019 года обнародовали аналитики Canalys .

По их словам, несмотря на то, что многие компании уделяют первостепенное внимание защите своих активов, данных, конечных точек, сетей, сотрудников и клиентов, на кибербезопасность пришлось лишь 2% от общих расходов на ИТ в 2018 году. Однако появляется все больше новых угроз, они становятся сложнее и чаще, что предоставляет производителям ИБ-решений новые возможности для роста. Ожидается, что в 2020 году суммарные расходы на кибербезопасность превысят $42 млрд.

Аналитик Canalys Мэтью Болл (Matthew Ball) считает, что переход на новые модели внедрения информационной безопасности ускорится. Клиенты меняют характер своих ИТ-бюджетов, используя публичные облачные сервисы и гибкие сервисы на основе подписки.

Около 82% проектов развертывания систем информационной безопасности в 2018 году было связано с использованием традиционного оборудования и программного обеспечения. В остальных 18% случаев применялась виртуализация , публичные облака и ИБ-услуги.

К 2020 году доля традиционных моделей развертывания ИБ-систем снизится до 70%, поскольку набирают популярность новые решения на рынке.

Поставщики должны будут создать широкий спектр бизнес-моделей для поддержки этого перехода, поскольку различные продукты подходят для разных типов развертываний. Основная задача на сегодняшний день для многих заключается в том, чтобы сделать новые модели более ориентированными на партнерские каналы и интегрировать их с существующими партнерскими программами, особенно с операциями клиентов через облачные площадки. На это уже отреагировали некоторые облачные маркетплейсы, позволив партнерам предлагать индивидуальные предложения и цены непосредственно клиентам, отслеживая регистрацию сделок и скидки, - сообщил Мэтью Болл в публикации от 29 марта 2019 года.

По словам аналитика Canalys Кетаки Борейд (Ketaki Borade), ведущие производители технологий для киберзащиты внедрили новые модели распространения продуктов, которые предполагают переход компаний на подписную схему и увеличение операций в облачной инфраструктуре.


Рынок кибербезопасности оставался весьма динамичным и показал рекордную активность сделок и их объема в ответ на растущие нормативные и технические требования, а также сохраняющийся распространенный риск утечки данных, - говорит соучредитель и управляющий партнер Momentum Cyber Эрик Макалпайн (Eric McAlpine). - Мы считаем, что этот импульс будет и дальше подталкивать сектор на новую территорию, так как он стремится к противодействию возникающим угрозам и консолидируется перед лицом усталости поставщиков и растущей нехватки навыков.

2017

ИБ-расходы перевалили за $100 млрд

В 2017 году глобальные расходы на информационную безопасность (ИБ) - продукты и услуги - достигли $101,5 млрд, заявили в исследовательской компании Gartner в середине августа 2018 года. В конце 2017-го эксперты оценивали этот рынок в $89,13 млрд. С чем связано существенное повышение оценки, не сообщается.

ИБ-директора стремятся помочь своим организациям безопасно использовать технологические платформы, чтобы стать более конкурентоспособными и стимулировать рост бизнеса, - говорит директор по исследованиям Gartner Сиддхарт Дешпанде (Siddharth Deshpande). - Сохраняющаяся нехватка квалифицированных кадров и регуляторные изменения, такие как Общий регламент по защите данных (GDPR) в Европе, способствуют дальнейшему росту рынка сервисов кибербезопасности.

Эксперты считают, что одним из ключевых факторов, способствующих повышению расходов на информационную защиту, является внедрение новых методов обнаружения угроз и реагирования на них - именно они стали высшим приоритетом безопасности организаций в 2018 году.

Согласно оценкам Gartner, в 2017 году расходы организаций на услуги киберзащиты в глобальном масштабе превысили $52,3 млрд. В 2018-м эти затраты поднимутся до $58,9 млрд.

В 2017 году компании потратили $2,4 млрд на защиту приложений, на защиту данных - $2,6 млрд, на защиту облачных сервисов - $185 млн.

Годовые продажи решений для управления идентификацией и доступом (Identity And Access Management) оказались равными 8,8 млрд. Реализация средств защиты ИТ-инфраструктуры повысилась до $12,6 млрд.

Также в исследовании говорится о затратах в размере $10,9 млрд на оборудование, используемое для обеспечения сетевой безопасности. На системах управления рисками информационной безопасности их производители заработали $3,9 млрд.

Потребительские ИБ-расходы за 2017 год оценены аналитиками в $5,9 млрд, говорится в исследовании Gartner.

Gartner оценила объем рынка в $89,13 млрд

В декабре 2017 года стало известно, что мировые расходы компаний на обеспечение информационной безопасности (ИБ) в 2017 году составят $89,13 млрд. Согласно оценке Gartner , корпоративные затраты на кибербезопасность почти на $7 млрд превысят сумму 2016 года в $82,2 млрд.

Крупнейшей статей расходов эксперты считают ИБ-услуги: в 2017 году компании направят на эти цели свыше $53 млрд против $48,8 млрд в 2016-м. Второй по величине сегмент ИБ-рынка - решения для защиты инфраструктуры, затраты на которые в 2017-м составят $16,2 млрд вместо $15,2 млрд год назад. Оборудование для сетевой безопасности - на третьем месте ($10,93 млрд).

В структуру ИБ-расходов также входит потребительское ПО для обеспечения информационной безопасности и системы идентификации и управления доступом (Identity and Access Management, IAM). Затраты по этим направлениям в 2017 году в Gartner оценивают в $4,64 млрд и $4,3 млрд, тогда как в 2016 году показатели были на уровне $4,57 млрд и $3,9 млрд соответственно.

Аналитики ожидают дальнейший подъем на ИБ-рынке: в 2018 году организации увеличат затраты на киберзащиту еще на 8% и направят на эти цели в общей сложности $96,3 млрд. Среди факторов роста специалисты перечислили меняющееся регулирование в ИБ-сфере, информированность о новых угрозах и разворот компаний к стратегии цифрового бизнеса.

В целом расходы на кибербезопасность в значительной степени обусловлены реакцией компаний на ИБ-инциденты, ведь по всему миру растет число резонансных кибератак и утечек информации , от которых страдают организации, - комментирует прогноз директор по исследованиям Gartner Руггеро Конту (Ruggero Contu).

Слова аналитика подтверждают и данные, полученные Gartner в 2016 году в ходе опроса с участием 512 организаций из восьми стран мира: Австралии , Канады , Франции , Германии , Индии , Сингапура и США .

53% респондентов назвали ИБ-риски главной движущей силой, стоящей за ростом расходов на кибербезопасность. Из этого числа самый высокий процент опрошенных заявил, что более всего на принятие решений о затратах на информационную безопасность влияет угроза кибератак.

Прогноз Gartner на 2018 год предусматривает увеличение расходов по всем основным направлениям. Так, на сервисы киберзащиты будет потрачено около $57,7 млрд (+$4,65 млрд), на обеспечение безопасности инфраструктуры - порядка $17,5 млрд (+$1,25 млрд), на оборудование для защиты сетей - $11,67 млрд (+$735 млн), на потребительское ПО - $4,74 млрд (+$109 млн) и на IAM-системы - $4,69 млрд (+$416 млн).

Также аналитики полагают, что к 2020 году более 60% организаций в мире будут вкладывать средства одновременно в несколько инструментов защиты данных, в том числе в средства предотвращения потери информации, шифрования и аудита. По состоянию на конец 2017 года доля компаний, закупающих такие решения, была оценена в 35%.

Еще одной существенно статьей корпоративных расходов на информационную безопасность будет привлечение сторонних специалистов. Ожидается, что на фоне дефицита кадров в области кибербезопасности , растущей технической сложности ИБ-систем и увеличения киберугроз затраты компаний на ИБ-аутсорсинг в 2018 году увеличатся на 11% и составят $18,5 млрд.

По расчетам Gartner, к 2019 году корпоративные расходы на услуги сторонних ИБ-экспертов составят 75% от общей суммы затрат на ПО и оборудование для обеспечения кибербезопасности, тогда как в 2016 году это соотношение было на уровне 63%.

IDC прогнозирует объем рынка $82 млрд

Две трети расходов придутся на компании, относящиеся к крупному и очень крупному бизнесу. К 2019 году, по мнению аналитиков IDC, размеры расходов корпораций со штатом более 1000 человек, преодолеют отметку в $50 млрд.

2016: Объем рынка $73,7 млрд, рост в 2 раза больше ИТ-рынка

В октябре 2016 года аналитическая компания IDC представила краткие результаты исследования мирового рынка информационной безопасности . Ожидается, что его рост будет вдове выше, чем у ИТ-рынка.

В IDC подсчитали, что глобальные продажи оборудования, программного обеспечения и сервисов для киберзащиты достигнут около $73,7 млрд в 2016 году, а в 2020-м показатель превысит $100 млрд, составив $101,6 млрд. В период с 2016 по 2020 годы рынок ИБ-технологий будет расти в среднем на 8,3% ежегодно, что вдвое больше ожидаемых темпов роста ИТ-отрасли.


Наибольшие ИБ-расходы ($8,6 млрд) по итогам 2016 года ожидаются в банках . На втором, третьем и четвертом местах по размеру таких инвестиций расположатся предприятия дискретного производства, государственные органы и предприятия непрерывного производства соответственно, на долю которых придется около 37% расходов.

Лидерство по динамике увеличения ИБ-инвестиций аналитики отдают здравоохранению (в 2016-2020 годах ожидается среднегодовой рост на 10,3%). Примерно на 9% в год будут подниматься затраты на киберзащиту в телекоме, жилищном секторе, госорганах и на рынке инвестиций и ценных бумаг.

Крупнейшим ИБ-рынком исследователи называют американский , объем которого в 2016 году достигнет $31,5 млрд. В тройку лидеров также войдут Западная Европа и Азиатско-Тихоокеанский регион (исключая Японию). Информация по российскому рынке в краткой версии исследования IDC отсутствует.

Генеральный директор российской компании «Монитор безопасности» Дмитрий Гвоздев прогнозирует рост доли услуг в общих российских расходах на безопасность с 30-35% до 40-45%, а также предсказывает развитие клиентской структуры рынка – от тотального преобладания государственного, финансового и энергетического секторов в сторону средних предприятий из более широкого круга отраслей.

Одной из тенденций должно стать развитие доли отечественных программных продуктов в связи с вопросами импортозамещения и внешнеполитической ситуацией. Однако насколько это найдет отражение в финансовых показателях - во многом будет зависеть от курса рубля и ценовой политики иностранных вендоров, до сих пор занимающих как минимум половину отечественного рынка программных решений и до двух третей в сегменте оборудования. К внешним экономическим факторам может быть привязан и итоговый годовой финансовый результат всего российского рынка ИБ-решений, - сообщил Гвоздев в разговоре с TAdviser .

2015

MARKET SIZE

FEDERAL SPENDING

CYBER CRIME

COST-PER-BREACH

FINANCIAL SERVICES

International

SECURITY ANALYTICS

2013: Рынок EMEA вырос до $2,5 млрд.

Объем рынка средств безопасности региона EMEA (Европа , Ближний Восток и Африка) вырос на 2,4% по сравнению с 2012 годом и составил $2,5 млрд. Наиболее крупным и быстро развивающимся сегментом рассматриваемого рынка аналитики называли многофункциональные программно-аппаратные комплексы для защиты компьютерных сетей – UTM-решения (Unified threat management). При этом IDC прогнозировал, что рынок технических средств информационной безопасности к 2018 году достигнет в стоимостном выражении $4,2 млрд при среднегодовом росте в 5,4%.

По итогам 2013 года лидирующую позицию среди поставщиков по выручке от продаж технических средств информационной безопасности в регионе EMEA заняла компания Check Point . По данным IDC, выручка вендора в этом сегменте за 2013 год выросла на 3,8% и составила $374,64 млн, что соответствует доле рынка в 19,3%.

2012: Прогноз PAC: Рынок ИБ будет расти на 8% в год

Мировой рынок информационной безопасности будет ежегодно расти на 8% до 2016 года, когда может составить 36 млрд евро, сообщалось в исследовании

Как уже отмечалось, безопасность предприятия обеспечивается комплексом мер на всех этапах его жизненного цикла, его информационной системы и в общем случае складывается из стоимости:

  • - проектных работ;
  • - закупки и настройки программно-технических средств защиты;
  • - затрат на обеспечение физической безопасности;
  • - обучения персонала;
  • - управления и поддержки системы;
  • - аудита защиты информации;
  • - периодической модернизации системы защиты информации и т.д.

Стоимостным показателем экономической эффективности комплексной системы защиты информации будет сумма прямых и косвенных затрат на организацию, эксплуатацию и сопровождение системы защиты информации в течение года.

Он может рассматриваться как ключевой количественный показатель эффективности организации защиты информации в компании, так как позволит не только оценить совокупные затраты на защиту, но управлять этими затратами для достижения требуемого уровня защищенности предприятия. При этом прямые затраты включают как капитальные компоненты затрат, так и трудозатраты, которые учитываются в категориях операций и административного управления. Сюда же относят затраты на услуги удаленных пользователей и др., связанные с поддержкой деятельности организации.

В свою очередь, косвенные затраты отражают влияние комплексной системы безопасности и подсистемы защиты информации на служащих посредством таких измеримых показателей, как простои и «зависания» корпоративной системы защиты информации и комплексной системы безопасности в целом, затраты на операции и поддержку.

Очень часто косвенные затраты играют значительную роль, так как они обычно изначально не отражаются в бюджете на комплексную систему безопасности, а выявляются явно при анализе затрат в последствии, что в конечном счете приводит к росту «скрытых» затрат компании. Рассмотрим, как можно определить прямые и косвенные затраты на комплексную систему безопасности. Предположим, что руководство предприятия проводит работы по внедрению на предприятии комплексной системы защиты информации. Уже определены объекты и цели защиты, угрозы информационной безопасности и меры по противодействию им, приобретены и установлены необходимые средства защиты информации.

Как правило, затраты на информационную безопасность подразделяются на следующие категории:

  • - затраты на формирование и поддержание звена управления системой защиты информации;
  • - затраты на контроль, то есть на определение и подтверждение достигнутого уровня защищенности ресурсов предприятия;
  • - внутренние затраты на ликвидацию последствий нарушения информационной безопасности - затраты, понесенные организацией в результате того, что требуемый уровень защищенности не был достигнут;
  • -внешние затраты на ликвидацию последствий нарушения информационной безопасности - компенсация потерь при нарушениях политики безопасности в случаях, связанных с утечкой информации, потерей имиджа компании, утратой доверия партнеров и потребителей и т.п.;
  • -затраты на техническое обслуживание системы защиты информации и мероприятия по предотвращению нарушений политики безопасности предприятия.

При этом обычно выделяют единовременные и систематические затраты.

Единовременные, затраты на формирование безопасности предприятия: организационные затраты и затраты на приобретение и установку средств защиты.

Систематические, затраты на эксплуатацию и обслуживание. Классификация затрат условна, так как сбор, классификация и анализ затрат на информационную безопасность - внутренняя деятельность предприятий, и детальная разработка перечня зависят от особенностей конкретной организации.

Главное при определении затрат на систему безопасности -взаимопонимание и согласие по статьям расходов внутри предприятия.

Кроме того, категории затрат должны быть постоянными и не должны дублировать друг друга. Невозможно полностью исключить затраты на безопасность, однако они могут быть приведены к приемлемому уровню.

Некоторые виды затрат на безопасность являются абсолютно необходимыми, а некоторые могут быть существенно уменьшены или исключены. Последние - это те, которые могут исчезнуть при отсутствии нарушений безопасности или сократятся, если количество и разрушающее воздействие нарушений уменьшатся.

При соблюдении безопасности и проведении профилактики нарушений можно исключить или существенно уменьшить следующие затраты:

  • - на восстановление системы безопасности до соответствия требованиям безопасности;
  • - на восстановление ресурсов информационной среды предприятия;
  • - на переделки внутри системы безопасности;
  • - на юридические споры и выплаты компенсаций;
  • - на выявление причин нарушения безопасности.

Необходимые затраты - это те, которые необходимы даже если уровень угроз безопасности достаточно низкий. Это затраты на поддержание достигнутого уровня защищенности информационной среды предприятия.

Неизбежные затраты могут включать:

  • а) обслуживание технических средств защиты;
  • б) конфиденциальное делопроизводство;
  • в) функционирование и аудит системы безопасности;
  • г) минимальный уровень проверок и контроля с привлечением специализированных организаций;
  • д) обучение персонала методам информационной безопасности.

Однако существуют и другие затраты, которые определить достаточно сложно. В их числе:

  • а) затраты на проведение дополнительных исследований и разработку новой рыночной стратегии;
  • б) потери от снижения приоритета в научных исследованиях и невозможности патентования и продажи лицензий на научно-технические достижения;
  • в) затраты, связанные с ликвидацией «узких мест» в снабжении, производстве и сбыте продукции;
  • г) потери от компрометации производимой предприятием продукции и снижения цен на нее;
  • д) возникновение трудностей в приобретении оборудования или технологий, в том числе повышение цен на них, ограничение объема поставок.

Перечисленные затраты могут быть вызваны действиями персонала различных отделов, например, проектного, технологического, планово-экономического, юридического, хозяйственного, отдела маркетинга, тарифной политики и ценообразования.

Поскольку сотрудники всех этих отделов вряд ли будут заняты полный рабочий день вопросами внешних потерь, то установление объема затрат необходимо вести с учетом реально затраченного времени. Один из элементов внешних потерь невозможно точно вычислить - это потери, связанные с подрывом имиджа предприятия, снижением доверия потребителя к продукции и услугам предприятия. Именно по этой причине многие корпорации скрывают, что их сервис небезопасен. Корпорации боятся обнародования такой информации даже больше, чем атаки в той или иной форме.

Однако многие предприятия игнорируют эти затраты на основании того, что их нельзя установить с какой-либо степенью точности - они только предположительны. Затраты на предупредительные мероприятия. Эти затраты, вероятно, наиболее сложно оценить, поскольку предупредительные мероприятия проводятся в разных отделах и затрагивают многие службы. Эти затраты могут появляться на всех этапах жизненного цикла ресурсов информационной среды предприятия:

  • - планирования и организации;
  • - приобретения и ввода в действие;
  • - доставки и поддержки;
  • - мониторинга процессов, составляющих информационную технологию.

В дополнение к этому, большинство затрат данной категории связано с работой персонала службы безопасности. Затраты на предупредительные мероприятия в основном включают заработную плату и накладные расходы. Однако точность их определения в большей степени зависит от точности установления времени, затраченного каждым сотрудником в отдельности. Некоторые предупредительные затраты легко выявить напрямую. Они, в частности, могут включать оплату различных работ сторонних организаций, например:

  • - обслуживание и настройку программно-технических средств защиты, операционных систем и используемого сетевого оборудования;
  • - проведение инженерно-технических работ по установлению сигнализации, оборудованию хранилищ конфиденциальных документов, защите телефонных линий связи, средств вычислительной техники и т.п.;
  • - доставку конфиденциальной информации;
  • - консультации;
  • - курсы обучения.

Источники сведений о рассмотренных затратах. При определении затрат на обеспечение ИБ необходимо помнить, что:

  • - затраты на приобретение и ввод в действие программно-технических средств могут быть получены из анализа накладных, записей в складской документации и т.п.;
  • - выплаты персоналу могут быть взяты из ведомостей;
  • - объемы выплат заработной платы должны быть взяты с учетом реально затраченного времени на проведение работ по обеспечению информационной безопасности если только часть времени сотрудника затрачивается на деятельность по обеспечению информационной безопасности, то целесообразность оценки каждой из составляющих затрат его времени не должна подвергаться сомнению;
  • - классификация затрат на безопасность и распределение их по элементам должны стать частью повседневной работы внутри предприятия.

Вобосновании затрат на информационную безопас­ность существует два основных подхода.

Научный подход . Для этого необходимо привлечь руководство компании (или ее собст­венника) к оценке стоимости информационных ресурсов, оп­ределению оценки потенциального ущерба от нарушений в области защиты информации.

1. Если стоимость информации невелика, существен­ных угроз для информационных активов компании нет, а по­тенциальный ущерб минимален, обеспечение информацион­ной безопасности требует меньшего финансирования.

2. Если информация обладает определенной стоимо­стью, угрозы и потенциальный ущерб значительны и опреде­лены, тогда возникает вопрос о внесении в бюджет расходов на подсистему информационной безопасности. В этом случае необходимо построение корпоративной системы защиты ин­формации.

Практический подход состоит в определении варианта реальной стоимости корпоративной системы защиты информации на основе аналогичных систем в других областях. Эксперты-практики в области защиты информации пола­гают, что стоимость системы защиты информации должна составлять примерно 10-20 % от стоимости корпоративной информационной системы, в зависимости от конкретных тре­бований к режиму информационной безопасности.

Общепри­нятые требования к обеспечению режима информационной безопасности "best practice" (на основе практического опыта), формализованные в ряде стандартов, например ISO 17799, реализуются на практике при разработке конкретных методов оценки эффективности системы информационной безопасно­сти.

Применение современных методов оценки затрат на информационную безопасность позволяет рассчитать всю расходную часть информационных активов организации, включая прямые и косвенные затраты на аппаратно-программные средства, организационные мероприятия, обу­чение и повышение квалификации сотрудников, реорганиза­цию, реструктуризацию бизнеса и т. д.

Они необходимы для доказательства экономической эффективности существующих корпоративных систем защи­ты и позволяют руководителям служб информационной безопасности обосновывать бюджет на информационную безопасность, а, также доказывать эффективность работы со­трудников соответствующей службы. Применяемые зарубеж­ными компаниями методики оценки затрат позволяют:

Получить адекватную информацию об уровне защи­щенности распределенной вычислительной среды и совокуп­ной стоимости владения корпоративной системы защиты ин­формации.

Сравнить подразделения службы информационной безопасности организации как между собой, так и с аналогичными подразделениями других организаций в данной отрасли.

Оптимизировать инвестиции на информационную безопасность организации.


Одна из наиболее известных методик оценки затрат применительно к системе информационной безопасности - методика совокупной стоимости владения (ССВ) компании Gartner Group Под показателем ССВ понимается сумма прямых и косвенных затрат на организацию (реорганизацию), эксплуатацию и сопровождение корпоративной системы за­щиты информации в течение года. Он используется практи­чески на всех основных этапах жизненного цикла корпора­тивной системы защиты информации и дает возможность объективно и независимо обосновать экономическую целесо­образность внедрения и использования конкретных организа­ционных и технических мер и средств защиты информации. Для объективности решения также необходимо дополнитель­но учитывать состояние внешней и внутренней среды пред­приятия, например, показатели технологического, кадрового и финансового развития предприятия.

Сравнение определенного показателя ССВ с аналогич­ными показателями ССВ по отрасли (с аналогичными компа­ниями) позволяет объективно и независимо обосновать затра­ты организации на информационную безопасность. Ведь час­то оказывается довольно трудно или даже практически невоз­можно оценить прямой экономический эффект от этих затрат.

Совокупная стоимость владения для системы инфор­мационной безопасности в общем случае складывается из стоимости:

Проектных работ,

Закупки и настройки программно-технических средств защиты, включающих следующие основные группы: межсетевые экраны, средства криптографии, антивирусы и ААА (средства аутентификации, авторизации и администри­рования),

Затрат на обеспечение физической безопасности,

Обучения персонала,

Управления и поддержки системы (администрирова­ние безопасности),

Аудита информационной безопасности, - периодической модернизации системы информацион­ной безопасности.

При этом прямые затраты включают как капитальные компоненты затрат (ассоциируемые с фиксированными акти­вами или "собственностью"), так и трудозатраты, которые учитываются в категориях операций и административного управления. Сюда же относят затраты на услуги удаленных пользователей и др., связанные с поддержкой деятельности организации.

В свою очередь, косвенные затраты отражают влияние корпоративной информационной системы и подсистемы за­щиты информации на сотрудников организации посредством таких измеримых показателей, как простои и "зависания" корпоративной системы защиты информации и информаци­онной системы в целом, затраты на операции и поддержку (не относящиеся к прямым затратам). Очень часто косвенные за­траты играют значительную роль, так как они обычно изна­чально не отражаются в бюджете на информационную безо­пасность, а выявляются при анализе затрат позже.

Расчет показателей ССВ организации проводится по следующим направлениям.

Компоненты корпоративной информационной системы (включая систему защиты информации) и информационные актины организации (серверы, клиентские компьютеры, пе­риферийные устройства, сетевые устройства).

Расходы на аппаратные и программные средства защиты информации : расходные материалы и амортизационные расходы ни серверы, компьютеры клиентов (настольные и мобильные компьютеры), периферийные устройства и сете­вые компоненты.

Расходы на организацию информационной безопасно­сти: обслуживание системы защиты информации, штатных средств защиты периферийных устройств, серверов, сетевых устройств, планирование и управление процессами защиты информации, разработка концепции и политики безопасности и прочие.

Расходы на операции информационной си стемы: пря­мые затраты на содержание персонала, стоимость работ и аутсорсинг, произведенные организацией в целом или службой для осуществления технической поддержки и операций по поддержанию инфраструктуры для пользователей.

Административные расходы : прямые затраты на пер­сонал, обеспечение деятельности и расходы внутрен­них/внешних поставщиков (вендоров) на поддержку опера­ций, включающих управление, финансирование, приобрете­ние и обучение информационных систем.

Расходы на операции конечных пользователей : затраты на самоподдержку конечных пользователей, официальное обучение конечных пользователей, нерегулярное (неофици­альное) обучение, самостоятельные прикладные разработки, поддержку локальной файловой системы.

Расходы на простои : ежегодные потери производи­тельности конечных пользователей от запланированных и не­запланированных отключений сетевых ресурсов, включая клиентские компьютеры, совместно используемые серверы, принтеры, прикладные программы, коммуникационные ре­сурсы и программное обеспечение для связи.

В зависимости от контекста термин «информационная безопасность» употребляется в разных значениях. В самом широком смысле понятие подразумевает защиту конфиденциальных сведений, производственного процесса, инфраструктуры компании от умышленных или случайных действий, которые приводят к финансовому ущербу или утрате репутации.

Принципы защиты информации

В любой отрасли базовый принцип информационной безопасности заключается в соблюдении баланса интересов гражданина, общества и государства. Трудность соблюдения баланса заключается в том, что интересы общества и гражданина нередко конфликтуют. Гражданин стремится сохранить в секрете подробности личной жизни, источники и уровень дохода, скверные поступки. Общество, напротив, заинтересовано в том, чтобы «рассекретить» информацию о нелегальных доходах, фактах коррупции, преступных деяниях. Государство создает и управляет сдерживающим механизмом, который охраняет права гражданина на неразглашение персональных данных и одновременно регулирует правоотношения, связанные с раскрытием преступлений и привлечением виновных к ответственности.

Важное значение в современных условиях принцип правового обеспечения информационной безопасности приобретает, когда нормативное сопровождение не успевает за развитием ИБ-отрасли. Пробелы в законодательстве позволяют не только уходить от ответственности за киберпреступления, но и препятствуют внедрению передовых технологий защиты данных.

Принцип глобализации , или интеграции систем информационной защиты затрагивает все отрасли: политическую, экономическую, культурную. Развитие международных коммуникационных систем нуждается в согласованном обеспечении безопасности данных.

Согласно принципу экономической целесообразности , эффективность мер по обеспечению информационной безопасности должна соответствовать или превосходить затраченные ресурсы. Неокупаемость затрат на поддержание системы безопасности только вредит прогрессу.

Принцип гибкости систем информационной защиты означает устранение любых режимных ограничений, которые мешают генерировать и внедрять новые технологии.

Строгую регламентацию конфиденциальной, а не открытой информации предполагает принцип несекретности .

Чем больше различных аппаратных и программных инструментов безопасности применяют для защиты данных, тем больше разносторонних знаний и навыков требуется злоумышленникам, чтобы обнаружить уязвимости и обойти защиту. На усиление информационной безопасности направленпринцип разнообразия защитных механизмов информационных систем.

Принцип простоты управления системой безопасности основан на идеи, что чем сложнее система информационной безопасности, тем труднее проверить согласованность работы отдельных компонентов и реализовать центральное администрирование.

Залогом лояльного отношения персонала к ИБ является постоянное обучение правилам информационной безопасности и четкие разъяснения последствий несоблюдения правил вплоть до банкротства компании. Принцип лояльности администраторов систем безопасности данных и всего персонала компании связывает обеспечение безопасности с мотивацией сотрудников. Если сотрудники, а также контрагенты и клиенты воспринимают информационную безопасность как ненужное или даже враждебное явление, гарантировать безопасность информации в компании не под силу даже самым мощным системам.

Перечисленные принципы - основа обеспечения информационной безопасности во всех отраслях, которая дополняется элементами в зависимости от специфики отрасли. Разберемся на примерах банковской сферы, энергетик и СМИ.

Банки

Развитие технологий кибератак вынуждает банки внедрять новые и постоянно совершенствовать базовые системы безопасности. Цель развития информационной безопасности в банковской сфере - выработать такие технологические решения, которые способны обезопасить информационные ресурсы и обеспечить интеграцию новейших IT-продуктов в ключевые бизнес-процессы финансово-кредитных учреждений.

Механизмы обеспечения безопасности информации финансовых учреждений выстраиваются в соответствии с ратифицированными международными конвенциями и соглашениями, а также федеральными законами и стандартами. Ориентиром в сфере ИБ для российских банков служат:

  • Стандарт Банка России СТО БР ИББС-1.0-2010 «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации»;
  • ФЗ №161 «О национальной платежной системе»;
  • ФЗ №152 «О персональных данных»;
  • Стандарт безопасности данных индустрии платежных карт PCI DSS и другие документы.

Необходимость следовать различным законам и стандартам связана с тем, что банки осуществляют множество различных операций, ведут деятельность по разным направлениям, которые нуждаются в собственных инструментах обеспечения безопасности. Например, обеспечение информационной безопасности при дистанционном банковском обслуживании (ДБО) включает создание инфраструктуры безопасности, куда входят средства защиты банковских приложений, контроля потоков данных. мониторинга банковских транзакций и расследования инцидентов. Многокомпонентная защита информационных ресурсов обеспечивает минимизацию угроз, связанных с мошенничеством при использовании сервисов ДБО, а также защиту репутации банка.

Информационная безопасность банковской сферы, как и других отраслей, зависит от кадрового обеспечения. Особенность ИБ в банках заключается в повышенном внимании к специалистам по безопасности на уровне регулятора. В начале 2017 года Банк России вместе с Министерством труда и социальной защиты при участии ФСТЭК, Министерства образования и науки для специалистов по информационной безопасности.

Как провести ИБ-аудит в банке правильно?

Энергетика

Энергетический комплекс принадлежит к числу стратегических отраслей, которые нуждаются в особых мерах обеспечения информационной безопасности. Если на рабочих местах в администрациях и управлениях достаточно стандартных средств ИБ, то защита на технологических участках генерации энергии и доставки конечным пользователям нуждается в повышенном контроле. Главным объектом защиты в энергетической сфере является не информация, а технологический процесс. Система безопасности в таком случае должна обеспечить целостность технологического процесса и автоматизированных систем управления. Поэтому, прежде чем внедрять механизмы информационной безопасности на предприятиях энергетического сектора, специалисты изучают:

  • объект защиты - технологический процесс;
  • устройства, применяемые в энергетике (телемеханика);
  • сопутствующие факторы (релейная защита, автоматика, учет энергии).

Значимость информационной безопасности в энергетической сфере определяется последствиями реализации информационных киберугроз. Это не только материальный ущерб или удар по репутации, но прежде всего - вред здоровью граждан, подрыв экологии, нарушение инфраструктуры города или региона.

Проектирование системы информационной защиты в сфере энергетики начинается с прогнозирования и оценки рисков безопасности. Основной метод оценки - моделирование возможных угроз, которое помогает рационально распределить ресурсы при организации системы безопасности и предупредить реализации киберугроз. Кроме того, оценка рисков безопасности в энергетике отличается непрерывностью: аудит в процессе эксплуатации системы ведется постоянно, чтобы своевременно изменять настройки для обеспечения максимальной степени защиты и поддержания системы в актуальном состоянии.

Средства массовой информации

Главная задача информационной безопасности в СМИ заключается в защите национальных интересов, включая интересы гражданин, общества и государства. Деятельность средств массовой информации в современных условиях сводится к созданию информационных потоков в виде новостей и журналистских материалов, которые поступают, обрабатываются и выдаются конечным потребителям: читателям, зрителям, посетителям сайтов.

Обеспечение и контроль безопасности в сфере массовой информации реализуется по нескольким направлениям и включает:

  • разработку рекомендаций по антикризисным процедурам на случай реализации угрозы информационного нападения;
  • обучающие программы по информационной безопасности для сотрудников редакций СМИ, пресс-служб, отделов по связям с общественностью;
  • временное внешнее администрирование организации, которые подверглись информационному нападению.

Еще одной проблемой безопасности информации в СМИ является необъективность. Для обеспечения объективного освещения событий требуется механизм защиты, который ограждал бы журналистов от давления со стороны представителей власти, руководства и/или владельца СМИ, и одновременно - страховал добросовестные бизнес-структуры от действий нечестных представителей СМИ.

Еще одним краеугольным камнем обеспечения безопасности информации в сфере СМИ является ограничение доступа к данным. Проблема в том, чтобы ограничение доступа к сведениям с целью предупредить информационные угрозы не стало «прикрытием» для цензуры. Решение, которое сделает работу СМИ более прозрачной и поможет избежать причинения вреда интересам национальной безопасности, содержится в проекте Конвенции о доступе к информационным ресурсам, которая ожидает голосования в Европейском союзе. Нормы документа предполагают, что государство обеспечивает равный доступ ко всем официальным документам, создавая соответствующие реестры в интернете, и устанавливает ограничения доступа, которые не могут быть изменены. Исключений, которые позволят отменить ограничения доступа к информационным ресурсам, всего два:

  • общественная польза , что подразумевает возможность обнародовать даже те данные, которые не подлежат распространению в обычных условиях;
  • национальный интерес , если сокрытие сведений нанесет ущерб государству.

Частный сектор

При развитии рыночной экономики, росте и ужесточении конкуренции репутация компании становится неотделимой частью нематериальных активов. Формирование и сохранность положительного имиджа напрямую зависят от уровня информационной безопасности. Существует и обратная связь, когда сложившийся образ компании на рынке служит гарантией информационной безопасности. При таком подходе выделяют три разновидности деловой репутации:

1. Имидж «бесполезной» организации , информационные ресурсы которой не представляют интереса, так как их невозможно использовать во вред или на благо третьей стороне.

2. Имидж сильного противника , угрожать безопасности которого «себе дороже». Поддерживать репутацию грозного противника помогает размытость границ возможностей для отражения информационного нападения: чем сложнее понять потенциал информационной защиты, тем более неприступной выглядит компании в глазах злоумышленников.

3. Имидж «полезной» организации . Если потенциальный агрессор заинтересован в жизнеспособности компании, вместо информационной атаки возможен диалог и формирование общей политики ИБ.

Каждая компания организует свою деятельность, соблюдая нормы законодательства и стремясь достичь поставленных целей. Подобные критерии сгодятся и при разработке политики информационной безопасности, внедрении и эксплуатации внутренних систем безопасности конфиденциальных данных и IT-ресурсов. Для обеспечения максимально возможного уровня безопасности информации в организации после внедрения систем защиты следует систематически проводить мониторинг, перенастраивать и обновлять компоненты безопасности по мере необходимости.

Информационная защита стратегических объектов

В начале 2017 года Государственная дума Российской Федерации приняла в первом чтении пакет законопроектов, которые касаются информационной безопасности и критической информационной инфраструктуры страны.

Основные источники информационных угроз в военной сфере РФ.

Председатель парламентского комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин, представляя законопроекты, предупредил об увеличении в количества кибератак на стратегически значимые объекты. На заседании комитета представитель ФСБ Николай Мурашов сообщил, что в течение года на объекты в России произведено 70 млн кибератак . Одновременно с возрастающими угрозами внешних атак увеличивается масштабность, сложность и координация информационных атак внутри страны.

Законопроекты, принятые парламентариями, создают правовую основу обеспечения информации в сфере общегосударственной критической инфраструктуры и отдельных отраслей. Кроме этого, законопроекты прописывают полномочия государственных органов в сфере информационной безопасности и предусматривают ужесточение уголовной ответственности за нарушение информационной безопасности.

Аннотация: В лекции рассматриваются задачи и методы экономического анализа целесообразности реализации мероприятий по обеспечению информационной безопасности в определенных условиях.

Методические основы экономики информационной безопасности

Управление информационной безопасностью , так же как и управление во многих других сферах деятельности, предполагает периодическое принятие различных управленческих решений, заключающихся, как правило, в выборе определенных альтернатив (отборе одной из возможных организационных схем или одного из доступных технических решений) или определении некоторых параметров отдельных организационных и/или технических систем и подсистем. Одним из возможных подходов к выбору альтернатив в ситуации принятия управленческого решения является т.н. "волевой" подход, когда решение по тем или иным причинам принимается интуитивно и формально обоснованная причинно-следственная взаимосвязь между определенными исходными предпосылками и конкретным принятым решением не может быть установлена. Очевидно, что альтернативой "волевому" подходу становится принятие решений, основанное на определенных формальных процедурах и последовательном анализе .

Основой такого анализа и последующего принятия решений является экономический анализ , предполагающий изучение всех (или хотя бы основных) факторов, под влиянием которых происходит развитие анализируемых систем, закономерностей их поведения, динамики изменения, а также использование универсальной денежной оценки. Именно на основе адекватно построенных экономических моделей и осуществляемого с их помощью экономического анализа должны приниматься решения, касающиеся как общей стратегии развития, так и отдельных организационных и технических мероприятий, как на уровне государств, регионов и отраслей, так и на уровне отдельных предприятий, подразделений и информационных систем.

При этом, так же как и экономика любой отрасли деятельности имеет свои особенности, экономика информационной безопасности, рассматриваемая как относительно самостоятельная дисциплина, с одной стороны, базируется на некоторых общих экономических законах и методах анализа, а с другой – нуждается в индивидуальном понимании, развитии специфических подходов к анализу, накоплении статистических данных, специфичных для этой сферы, формировании устойчивых представлений о факторах, под влиянием которых функционируют информационные системы и средства защиты информации .

Сложность задач экономического анализа практически во всех областях деятельности, как правило, обуславливается тем, что многие ключевые параметры экономических моделей невозможно достоверно оценить, и они носят вероятностный характер (такие как, например, показатели потребительского спроса). Анализ усложняется также тем, что даже небольшие колебания (корректировка оценок) таких параметров могут серьезно повлиять на значения целевой функции и, соответственно, на решения, принимаемые по результатам анализа. Таким образом, для обеспечения как можно большей достоверности расчетов в процессе проведения экономического анализа и принятия решений необходимо организовать комплекс работ по сбору исходной информации, расчету прогнозных значений, опросу экспертов в различных областях и обработке всех данных. При этом в процессе проведения такого анализа необходимо уделять особое внимание промежуточным решениям, касающимся оценок тех или иных параметров, входящих в общую модель. Необходимо также учитывать то обстоятельство, что сам по себе такой анализ может оказаться достаточно ресурсоемкой процедурой и потребовать привлечения дополнительных специалистов и сторонних консультантов, а также усилий со стороны различных специалистов (экспертов), работающих на самом предприятии, – все эти затраты , в конечном счете, должны быть оправданы.

Особая сложность экономического анализа в такой сфере, как информационная безопасность , обуславливается такими специфическими факторами, как:

  • быстрое развитие информационных технологий и методик, используемых в этой сфере (как средств и методов защиты, так и средств и методов нападения);
  • невозможность достоверно предугадать все возможные сценарии нападения на информационные системы и модели поведения нападающих;
  • невозможность дать достоверную, достаточно точную оценку стоимости информационных ресурсов, а также оценить последствия различных нарушений в денежном выражении.

Это требует дополнительных усилий по организации процесса экономического анализа, а также зачастую приводит к тому, что многие принимаемые решения, относящиеся к обеспечению информационной безопасности, могут оказаться неадекватными. Примерами ситуаций, в которых недостаточная развитость методологии экономического анализа негативно влияет на состояние информационной безопасности, могут быть случаи, когда:

  • руководство предприятия может принять неадекватные решения относительно инвестиций в средства защиты информации, что, в свою очередь, может привести к убыткам, которых можно было избежать;
  • руководство предприятия может принять определенные решения относительно организации бизнес-процессов и процессов обработки информации на предприятии, исходя из стремления сократить текущие затраты и уменьшить нагрузку на персонал, при этом не принимая во внимание экономические последствия недостаточной защищенности информационных ресурсов;
  • страхователь и страховщик могут не заключить договор о страховании информационных рисков или установить неадекватные параметры такого договора ввиду того, что отсутствуют модели и методы оценки экономических параметров сделки.

Анализ вложений в средства защиты информации

В процессе текущей деятельности предприятиям постоянно приходится сталкиваться с теми или иными изменениями: уточняются бизнес-процессы , меняется конъюнктура рынков сбыта и рынков потребляемых материальных ресурсов и услуг, появляются новые технологии, изменяют свое поведение конкуренты и контрагенты, меняется законодательство и политика государства и т.д. В этих условиях менеджерам (в том числе и руководителям, отвечающим за обеспечение информационной безопасности) приходится постоянно анализировать происходящие изменения и адаптировать свою работу к постоянно меняющейся ситуации. Конкретные формы, в которых проявляется реакция руководителей, могут быть различными. Это может быть смена маркетинговой политики, реорганизация бизнес-процессов, изменение технологий, изменение производимого продукта, слияние с конкурентами или их поглощение и т.п. Однако при всем разнообразии возможных моделей поведения в меняющейся среде почти всех их объединяет один важный общий для них методологический элемент: в большинстве случаев реакция бизнеса на новые угрозы и новые возможности предполагает осуществление новых более или менее долгосрочных и ресурсоемких вложений (инвестиций) в определенные организационные и/или технические мероприятия, которые, с одной стороны, предполагают расходование ресурсов (денежных средств), а с другой – дают возможность получить новые выгоды, выражающиеся в увеличении дохода или сокращении некоторых текущих расходов.

Таким образом, в ситуации, когда необходимо осуществить некоторые новые организационные или технические мероприятия (реализовать проект), основной задачей лиц, отвечающих за эффективную организацию информационной безопасности, является четкое соотнесение затрат, которые придется понести в связи с реализацией этого мероприятия (как единовременные, так и постоянные текущие), и дополнительных (новых) денежных потоков, которые будут получены. В данном случае под денежным потоком может пониматься экономия затрат, предотвращение убытков, а также дополнительный доход предприятия.

В качестве основного показателя, отражающего это соотношение, в экономической практике принято использовать функцию отдачи от инвестиций – Return on Investment, .

(14.1)

Функция дисконтирования используется при анализе инвестиционных вложений для учета влияния фактора времени и приведения разновременных затрат к одному моменту (обычно моменту начала реализации проекта). Ставка дисконтирования в этом случае позволяет учесть изменение стоимости денег с течением времени.

Модель отдачи от инвестиций (14.1) наглядно демонстрирует, какие две основные задачи необходимо решить при анализе любого инвестиционного проекта и, в частности, проекта по реализации мероприятий в сфере информационной безопасности: расчет затрат, связанных с проектом, и расчет дополнительного денежного потока. Если методология расчета совокупных затрат () за последние 10-15 лет в целом достаточно полно сформировалась (в виде концепции " Total Cost of Ownership", TCO – Совокупная стоимость владения, ССВ) и активно используется на практике применительно к различным видам информационных систем и элементам информационной инфраструктуры , то расчет дополнительного денежного потока (), получаемого в результате инвестиций в средства защиты информации , как правило, вызывает серьезные затруднения. Одним из наиболее перспективных подходов к расчету этого показателя является методика, которая опирается на количественную (денежную) оценку рисков ущерба для информационных ресурсов и оценку уменьшения этих рисков, связанного с реализацией дополнительных мероприятий по защите информации.

Таким образом, в целом состав методологии анализа целесообразности вложений средств в проекты, направленные на обеспечение информационной безопасности, схематично представлен на рис. 14.1 .

Анализ затрат, связанных с реализацией проекта, хотя и является относительно более простой задачей, все же может вызвать определенные затруднения. Так же как и для многих других проектов в сфере информационных технологий, анализ затрат на реализацию проектов в сфере информационной безопасности целесообразно осуществлять, опираясь на известную базовую методологию " Total Cost of Ownership" - TCO (Совокупная стоимость владения - ССВ), введенную консалтинговой компанией "Gartner Group " в 1987 году применительно к персональным компьютерам. В целом, эта методика ориентирована на обеспечение полноты анализа издержек (как прямых, так и косвенных), связанных с информационными технологиями и информационными системами, в ситуациях, когда необходимо оценить экономические последствия внедрения и использования таких систем: при оценке эффективности инвестиций, сравнении альтернативных технологий, составлении капитальных и текущих бюджетов и т.п.

В общем случае суммарная величина ССВ включает в себя:

  • затраты на проектирование информационной системы;
  • затраты на приобретение аппаратных и программных средств: вычислительная техника, сетевое оборудование, программное обеспечение (с учетом используемых способов лицензирования), а также лизинговые платежи;
  • затраты на разработку программного обеспечения и его документирование, а также на исправление ошибок в нем и доработку в течение периода эксплуатации;
  • затраты на текущее администрирование информационных систем (включая оплату услуг сторонних организаций, которым эти функции переданы на аутсорсинг);
  • затраты на техническую поддержку и сервисное обслуживание;
  • затраты на расходные материалы;
  • затраты на телекоммуникационные услуги (доступ в Интернет, выделенные и коммутируемые каналы связи и т.п.);
  • затраты на обучение пользователей, а также сотрудников ИТ-подразделений и департамента информационной безопасности;
  • косвенные затраты – издержки предприятия, связанные с потерей времени пользователями в случае сбоев в работе информационных систем.

Также в расчет затрат на повышение уровня информационной безопасности необходимо включить расходы на реорганизацию бизнес-процессов и информационную работу с персоналом: оплата услуг бизнес-консультантов и консультантов по вопросам информационной безопасности, расходы на разработку организационной документации, расходы на проведение аудитов состояния информационной безопасности и т.п. Кроме того, при анализе расходов необходимо также учесть то обстоятельство, что в большинстве случаев внедрение средств защиты информации предполагает появление дополнительных обязанностей у персонала предприятия и необходимость осуществления дополнительных операций при работе с информационными системами. Это обуславливает некоторое снижение производительности труда сотрудников предприятия и, соответственно, может вызвать дополнительные расходы .