Темы связанные с развитием информационного общества. Концепция формирования информационного общества в россии. Информационное общество в Российской Федерации

Введение. 3

1. Информационное общество: сущность, и критерии. 5

1.1 Понятие информационной революции и ее роль в формировании информационного общества. 5

1.2 Понятие информационного общества. 9

2 Особенности становления и перспективы развития информационного общества 11

2.1 Основные этапы становления и модели информационного общества. 11

2.2 Современные международные отношения в условиях развития информационного общества. 21

2.3 Перспективы развития информационного общества. 26

3 Принципы и проблемы формирования основ информационного общества в Беларуси 32

Заключение. 38

Список использованных источников. 40

Введение

Появление множества новых взаимосвязей и взаимодействий привело к образованию новой системы - социальной (человеческого общества). В биологических и социальных системах различают три формы информации, соответствующие трем физическим сущностям систем: биологическая - внутри живых организмов и между ними (в том числе генетическая, зоопсихологическая); машинная - внутри и между машинами; социальная - в человеческих сообществах.

В социальных системах по мере накопления в обществе различных видов информации возрастает интенсивность ее потребления во всех сферах жизнедеятельности общества, что приводит к дифференциации информации в обществе, к появлению таких ее видов, как социальная, научно-техническая, технологическая, статистическая, используемых в целенаправленной деятельности людей по созданию множества новых искусственных структур - орудий труда, машин, предметов быта, достижений наук, произведений искусств и т. п. - т. е. по формированию ноосферы. При взаимодействии информации и общества происходит изменение социальных регуляторов, в том числе морали, а также структурное изменение всего общества. Примером высокоорганизованной социальной системы является информационное общество. Таким образом, в условиях современного социума актуальной является проблема изучения понятия «информационное общество».


Объект исследования – общество.

Предмет исследования – информационное общество, его характеристики.

Цель настоящего исследования – на основании литературных источников изучить информационное общество основные критерии, этапы становления, перспективны развития.

Понятие и основные принципы информационного общества;

Концепции интеллектуальной технологии и информационного общества;

Основные этапы становления и модели информационного общества;

Современные международные отношения в условиях развития информационного общества;

Перспективы развития информационного общества.

Методологическую базу работы составляет диалектический метод познания, общенаучные приемы (анализ, синтез, индукция, дедукция и др.), системный анализ.

Структура настоящей работы состоит из двух глав, введения, заключения и списка использованной литературы.

1. Информационное общество: сущность, и критерии

1.1 Понятие информационной революции и ее роль в формировании информационного общества

Естественное развитие административных систем, подобных государствам или армиям, создает кризисы в контроле. Такие кризисы разрешаются только после трансформации в обработке и передаче информации - информационной революции. Информационная революция отражает прогресс компьютеризированных информационных и коммуникационных технологий и связанные с этим инновации в теории организации и управления. Гигантские изменения происходят в путях сбора, хранения, обработки и передачи информации, в том, как планировать организации для использования преимуществ возросших объемов доступной информации. Информация становится стратегическим ресурсом, который становится таким же ценным и влиятельным в постиндустриальную эру, каким были капитал и рабочая сила в эру промышленную.

Информационная революция, вопреки распространенному заблуждению, заключается не только в распространении новых технологий . Она заключается в распространении общественных отношений нового типа. Технология лишь дает людям инструменты для определенных видов деятельности и помогает их осуществлять. Однако сама по себе она не делает ничего. Информационная революция прошла три основные стадии. Первая стадия (с 1837 по 1963 год) была отмечена внедрением телеграфа и радио. В этот период крупные монополии контролировали использование информационных ресурсов. Вторая стадия (с 1964 по 1990 год) началась с внедрением компьютера IBM 360-й серии. В этот период происходи переход влияния от поставщиков информационных услуг к крупным корпоративным пользователям. Третья фаза началась в 1991 году и связана с приватизацией основной части сети Интернет .

Каждому периоду соответствовал и свой способ взаимодействия правительств с другими действующими в международных отношениях лицами. В первый период преобладали контролируемые государствами системы, исключавшие участие частного сектора в процессе принятия решений . Коммуникационный рынок регулировался правительствами для достижения их собственных целей. Во второй период возникла потребность в либерализации и включении в процесс принятия международных решений неправительственных актов. На третей стадии правительства пытаются адаптироваться к существующим международным институтам и режимам, при этом создавая новые режимы (например, в области электронной торговли).


Нынешние темпы компьютеризации задали миру США. Эта страна и ныне продолжает доминировать в области информационных технологий , а также на порожденных этими технологиями рынках. Именно пример Америки продемонстрировал миру, что информатизация общества - главный фактор, влияющий на современную экономику. Даже глобализация стала возможна вследствие развития информационных технологий. Темпы роста производительности труда США в 1990-е годы удвоились - с 1,5 до 3% в год именно благодаря компьютеризации. Начиная с 1995 года индустрия информационных технологий обеспечивает США 21–31% прироста ВВП. 98% заказов фирмам поступают только в электронном виде, за счет чего только на оперативных издержках американская промышленность экономит более 300 млн. долл. ежегодно. Объем электронных сделок составил в 1998 году 43 млрд. долл., в 1999 - 109 млрд. долл., а 2000 году - более 250 млрд. долл. Годовой объем розничной электронной торговли сопоставим с этими цифрами. Экономика, базирующаяся на Интернет, растет в США с 1995 года в среднем на 175% в год. Предсказывается, что затраты на электронную торговлю в Западной Европе вырастут с 5,6 млрд. долл. в 1998 году до 420 млрд. долл. в 2003 году.

Четыре характеристики информации делают ее широкое распространение достаточно легким:

Нетребовательность к ресурсам;

Легкость транспортировки;

Проницаемость (несмотря на все попытки остановить это проникновение);

Необходимость делиться информацией - очень часто предоставление информации другим является выгодным.

Важным последствием информационной революции является ослабление роли иерархических структур. Информационная революция ослабляет иерархические структуры в результате двух процессов. Сдвиг от сравнительной бедности к обилию информации позволяет индивидам обходить иерархии, контролирующие или ограничивающие информацию. Альтернативные формы организации показали себя более эффективными в обработке информации, чем иерархии. В информационно интенсивных предприятиях иерархические организации могут быть неконкурентоспособными. Кроме того, в случае информационных технологий объем общественных и технических знаний, необходимых для поддержания работоспособности информационной системы , достаточно велик, так же как и требуемая для этого инфраструктура. Использование же этих технологий крайне индивидуально.

Параллельно информационной революции проходит и распространение новых биологических технологий (включая генную инженерию). Информационная и биологическая технологии имеют ту общую черту, что отдельные лица обладают большим контролем над использованием этих технологий, чем многих других (например, промышленности). Коллективные действия не требуются, поэтому управлять использованием этих технологий достаточно трудно. В этом отличие этих технологий от технологий, требующих коллективных действий.

Инструменты электронной связи, разработанные за последние 50 лет, были широко распространены в обществе. Однако общественная организация все еще находится в процессе адаптации к ним. Не только электронные средства связи, но и СМИ в целом перешли к более специализированным локальным рынкам. Примером может служить увеличение количества телеканалов или распространение тысяч онлайновых дискуссионных групп. Этот переход к более узким группам улучшил качество коммуникации. Он же, однако, еще более фрагментирует гражданское общество. В результате граждане имеют все меньше общего культурного опыта, что снижает их способность к объединению и совместной работе как политического сообщества.

Все эти проявления информационной революции приводят к тому, что попытки управления в области информационных технологий должны быть международными. В силу этого успех в управлении в этой области зависит от способности привлечь к этому процессу всех заинтересованных лиц (государства, неправительственные организации, группы давления, граждан). Однако типы вопросов, в которых, например, неправительственные организации могут действовать эффективно, достаточно ограничен.

Последствия растущего участия граждан в политической жизни (в том числе и в международной) достаточно велики. Рынки должны быть реформированы, чтобы предложить каждому доступ к их плодам. Управление должно быть децентрализовано , чтобы позволить больший доступ к процессу принятия решений. Сообщества должны иметь большее влияние на национальные и глобальные проблемы.

Можно выделить, по крайней мере, пять основ мирового порядка, ориентированного на людей:

1. Новые концепции безопасности личности.

2. Новые модели устойчивого развития. Их цель - инвестирование в человеческий потенциал и создание окружения, позволяющего полностью использовать человеческие способности.

После капитуляции Японии американские оккупационные власти во главе с генералом Д. Макартуром провели в стране ряд реформ. С целью демилитаризации и демократизации новая конституция запрещала существование армии. Были распущены дзайбацу и принято антимонопольное законодательство ; введено трудовое законодательство, предусматривавшее 8-часовой рабочий день, страхование по безработице и при несчастных случаях ; поощрялись создание профсоюзов, охвативших до 60% рабочей силы Японии (сравнительно с 30% в среднем по западным странам) и система пожизненного найма. Последняя накладывалась на японскую традицию патернализма и лояльности фирме и легла в основу своеобразной системы отношений между трудом и капиталом на японских предприятиях, включившую также практику кружков контроля качества, идею которых предложил американский специалист по управлению персоналом Э. Деминг. В стране была также проведена аграрная реформа: государство в условиях гиперинфляции выкупало у крупных землевладельцев их имения с последующей продажей в собственность арендаторам, в результате чего к 1955 году около 70% обрабатываемой земли перешло в собственность тех, кто ее обрабатывает - фермеров. Финансовая стабилизация, осуществленная американским эмиссаром Дж. Додж ем в годы, выровняла цены с мировыми и позволила отменить нормирование продуктов. К 1955 году Япония вступила в МВФ и ГАТТ. В 1949 году было создано Министерство внутренней торговли и промышленности (МВТП), которое стало проводить целенаправленную политику структурной перестройки в целях экономического роста, и уже начиная с этого времени, одним из приоритетных направлений в программах Министерства становится развитие электротехнической и электронной отрасли, создается Комитет по компьютерным исследованиям. Начиная с 1964 года, МВТП начало энергично стимулировать производство компьютеров в стране, создав Управление развития информационной технологии, предоставлявшее займы для образования компаний, разрабатывавших программное обеспечение. В итоге к 1970 году, последовательно обойдя Италию, Англию, Францию и ФРГ, Япония вышла на второе после США место в капиталистическом мире по объему ВНП. Страна становится мировым лидером в производстве телевизоров, радиоприемников и т. п. Знаком признания японского "экономического чуда" стало избрание Осаки местом Всемирной выставки 1970 года.

Стратегическими целями страны в сфере информатизации стали: построение наибольшего числа взаимосвязанных и совместимых телекоммуникационных сетей, разработка информационных устройств и технологий, развитие программного обеспечения и информационных услуг, подготовка квалифицированных кадров для работы в информационной сфере. Провозглашение и последующая реализация этих целей послужили огромным стимулом для бурного развития информационно-ориентированной деятельности в Японии. Следуя примеру развитых стран Западной Европы и США, страна смогла добиться блестящих результатов в адаптации импортных технологий, и сегодня ее главным приоритетом становится собственное производство нового знания, технологий и новых продуктов. Активно развивается Интернет (на апрель 2002 г. число пользователей, по данным NetRatings Japan, составило 51,34 млн.), сетевой рынок «бизнес-бизнесу» (B2B), виртуальные магазины, появляются новые формы банковских и финансовых услуг, страна вплотную подошла к освоению средств мобильной связи третьего поколения (3G). По прогнозам Агентства планирования экономики Японии, внедрение информационных технологий повысит реальный ВВП страны примерно на 6 % в ближайшие три года. Для Японии из-за низкой рождаемости характерно старение населения. За счет новейших информационных технологий планируется компенсировать отрицательное влияние на экономику уменьшения численности трудоспособного населения.

В основе информационного развития “азиатских тигров” (Южная Корея , Тайвань, Сингапур и Гонконг) лежит так называемая модель экономического сотрудничества государства и рынка. Успех этих стран базируется, в частности, на вмешательстве государства в принятие решений в области крупных вложений частного капитала, на активном участии государства в создании национальной информационной инфраструктуры. К проблемам информационного развития, по которым правительства высказывают особую озабоченность, относятся постоянно растущая конкуренция в области производства и внедрения новейших информационно-коммуникационных технологий и связанная с этим потенциальная возможность потери какого-то сегмента рынка или рабочих мест, а также проблема обеспечения равного доступа к информационным ресурсам. Особого внимания среди “тигров” заслуживает Сингапур, разработавший стратегический план “Интеллектуальный остров”. Его намерения состоят в том, чтобы стать одной из первых стран в мире с развитой национальной информационной инфраструктурой, обеспечивающей связь компьютеров практически в каждом доме, школе или рабочем месте.

Весомые инвестиции китайского правительства в сферу научно-технических разработок, привлечение иностранного капитала уже приносят свои плоды, обещая в будущем превратить эту некогда технически отсталую страну в один из мировых центров новых технологий. В первую очередь речь идет о секторе телекоммуникаций. Совокупный объем инвестиций в эту сферу, согласно статистическому отчету китайского правительства, составил в 2001 году 30,1 млрд. долл. Сейчас Китай занимает второе место в мире по размеру своих коммуникационных сетей. В частности, к концу апреля 2002 года число владельцев мобильных телефонов достигло 166,64 млн. человек, что на 9,55% больше, чем в апреле 2001 года. . Обусловлено это и заинтересованностью самого мирового топ-менеджмента в громадном и быстро растущем рынке Китая, лакомом куске из неизбалованных потребителей, жаждущих новых технологий. По предварительным оценкам, совокупный объем инвестиций в научно-исследовательскую сферу Китая со стороны транснациональных корпораций достиг 5 млн. долл. С привлечением иностранного капитала в стране открыто более 120 научных центров, причем более 10 из них появились уже в 2002 году. Китайские дипломированные специалисты, возвращающиеся после учебы на родину, также являются мощным двигателем в развитии китайского сектора новых информационно-коммуникационных технологий. К примеру, лишь в провинции Чжунгуаньцунь, расположенной на северо-западе Пекина и известной как "китайская силиконовая долина", более 500 компаний возглавляют получившие образование за границей китайцы.

Индия не выбрала ни пути полной приватизации, ни пути мягкой либерализации. Ее модель называют промежуточной. Государственные предприятия не передаются в частный сектор, а конкуренция разрешается на рынке местных услуг, при этом допускается 49 % иностранного присутствия. Междугородняя и международная связь продолжают оставаться в руках государства. Своим главным капиталом на пути в глобальное информационное общество Индия считает свои человеческие ресурсы. На сегодня она имеет третий по величине после США и России научно-технический потенциал в мире. Вузы страны ежегодно выпускают 115 тыс. инженеров и 40 тыс. менеджеров, из этой армии специалистов 50 тыс. человек каждый год отправляются работать за границу. Многие из них, набравшись конкретного опыта и практических знаний, возвращаются на родину. Программисты-индусы, согласно опросу, проведенному консалтинговой фирмой Meta Group, уверенно держат пальму первенства по продуктивности и приносимой ими компаниям прибыли. В будущем правительство намерено превратить страну и в крупного экспортера телекоммуникационного оборудования . Следует отметить, что уже в 1996 году 100 из 500 крупнейших американских фирм приобретали программное обеспечение в Индии .

Вместе с тем Индия остается одной из беднейших стран мира. Почти треть населения имеет доход ниже прожиточного минимума, каждый второй ребенок недоедает, 40% детей неграмотны. В стране менее 1 телефона на 100 жителей, 86 % деревень вообще не телефонизированы. Существующие на электронном рынке предложения мало подходят для решения таких сверхмасштабных задач. Все эти варианты и запредельно дороги, и чрезмерно сложны для массового индийского пользователя. В результате, по оценкам отраслевого объединения NASSCOM, на всю страну имеется немногим более 4 млн. компьютеров, всего миллион из них располагает выходом в Интернет. С одной стороны, программисты высшей квалификации, с другой - миллионы людей, никогда в своей жизни не видевшие компьютера и телефона. Таким образом, речь пока идет об определенных успехах лишь на некоторых направлениях.

Современное общество переживает один из самых противоречивых и неоднозначных периодов своего развития. На смену постиндустриальному обществу последних десятилетий постепенно приходит информационное, одной из основных характеристик которого является его глобальный характер. Степень готовности к полномасштабному переходу к обществу знания, модель его становления в огромной степени обусловлены уровнем социально-политического развития того или иного социума, и далеко не все страны могут считаться полностью готовыми к новой ступени эволюции человеческого общества. Тем не менее, процессы глобализации экономических отношений и научно-технологический прогресс позволяют свести к минимуму временные затраты государств на подготовку к этому этапу развития. Применение новых информационно-телекоммуникацион-ных технологий приобретает решающее значение для повышения конкурентоспособности экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую систему хозяйства, повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления. И эта роль новых технологий, в первую очередь Интернета, будет стремительно усиливаться. Одновременно возрастающую роль станет играть фактор интерактивности источников информации в Сети. В данных условиях средствам массовой информации предоставляется уникальная возможность наиболее полно реализовать свою «четвертую власть», максимально способствуя глобальному информационному обмену .

Термин «глобальное информационное общество» достаточно широк и включает в себя, прежде всего, глобальную унифицированную информационную индустрию, развивающуюся на фоне непрерывно возрастающей роли информации и знаний в экономическом и социально-политическом контексте. Особую роль в информационном обществе приобретет фактор социального устройства, который получит свое отражение в принципиально новых «электронных» формах демократии и коренном переломе в структуре занятости населения.

Процесс информационных преобразований в мире необратим, однако пока им охвачены далеко не все страны. Создается новая карта мира - информационная, которая показывает состояние данной сферы в каждом его регионе. Согласно ей, высокая плотность информации, интенсивность развития и использования новых информационных технологий приходится сегодня, в первую очередь, на США, страны ЕС, Японию. Во всех других местах эти показатели значительно ниже, а кое-где и совсем сходят на нет. Вместе с тем даже в этих развитых странах общество на самом деле еще весьма далеко от того, чтобы в полной мере стать информационным. До сих пор значительное количество людей в этих странах заняты простым трудом, во многих сферах используются старые технологии, недостаточно развита коммуникационная инфраструктура .

2.2 Современные международные отношения в условиях развития информационного общества

Рассмотрение такого вопроса, как роль новых информационных технологий в современных международных отношениях актуально, прежде всего, с практической точки зрения. Все шире применяющиеся информационные технологии привносят изменения не только во внутреннюю политику самых разных по уровню развития стран мира, но и в отношения между этими странами, в роль, которую играют в мировой системе международные организации, общественные движения, финансовые группы, преступные организации и отдельные лица. Меняется сам предмет международных отношений. Осмысление современных международных отношений без учета роли новых информационных технологий становится просто невозможным. Подобные качественные изменения находят отражение в процессе выработки внешнеполитических решений .

Сейчас аналитик, работающий с конкретными внешнеполитическими проблемами, сталкивается с последствиями информационной революции не только при изучении того или иного явления международной жизни. Осознание природы этих изменений - необходимая предпосылка для решения практически любой прикладной задачи.

В наше время информация в основной своей массе является продуктом данных, собранных электронными сенсорами. Электронные средства связи расширили зону, в которой можно своевременно обмениваться информацией. Программное обеспечение для обработки данных и аппаратная часть также развивались быстрыми темпами.

Интернет создал беспрецедентную потребность в постоянном и быстром обмене информацией в военном, правительственном и частном секторах. Информационные сети, соединенные в интернет постоянно обрабатывают частную, деловую и военную информацию.

Информация сейчас является стратегическим ресурсом, который должен управляться эффективно для того, чтобы достичь превосходства. В силу того, что информация играет такую ключевую роль, любое действие, предпринятое в информационной сфере, может иметь последствия для физической области (материалы, персонал, финансы) и для области абстракций (система убеждений).

Технологии информационной эпохи делают окружение, в котором ведутся боевые действия, более динамичным и непредсказуемым. Это делает национальные экономики более чувствительными к глобальному развитию, повышает культурное и политическое сознание части мирового населения и подпитывает радикальные движения, которые подталкивают мировую фрагментацию и дестабилизацию.

Уже начала возникать новая экономика, основывающаяся на информационных службах. Эта новая экономика разрушает иерархию промышленного мира. Поздняя промышленная эпоха - олигархическая смесь корпоративно-бюрократических обществ. Власть нынешней элиты основывается на системе плебисцитарной демократии, которая строго ограничивает общественное участие, выборы и знание. Крупные корпорации - как частные, так и государственные - которые и составляют правящую сеть нашего времени, должны контролировать информацию, чтобы держать систему в стабильности.

Информационная революция существенно снизила, если не полностью устранила способность правительств контролировать информацию, получаемую населением. Наличие информационной технологии является столь важным фактором, что тот, кто использует эту технологию, должен также смириться с огромными социальными изменениями. Тот же, кто отвергает эту технологию, сталкивается с риском физического уничтожения.

Интернет стал очень популярным источником информации и каналом связи. Он показал, как трудно осуществлять контроль над информацией. Содержание печатных средств СМИ и телевидения гораздо легче контролировать - количество продуктов ограничено, а аудитория пассивна - в интернете же каждый является и потребителем, и производителем.

Информация меняет облик институтов. Она устраняет иерархии, распыляет и перераспределяет власть (часто в сторону меньших элементов), пересекает и перекраивает границы, расширяет горизонты времени и пространства. Информация усиливает важность сетей (например, социальной или коммуникационной). Она дает возможность различным и удаленным действующим лицам связываться, консультироваться, координировать друг с другом действия на больших расстояниях и с лучшей информацией, чем до того. Информация будет являться причиной сдвигов в путях конфликта между обществами и методах военных действий - конфликты на уровне общества и боевые действия в области управления и контроля на военном уровне. Оба типа связаны с информацией, они также лишь формы войны за знания общества или военных о себе и противниках .

Информационная технология является «великим уравнителем» для государств. Эта технология не знает государственных границ и распространяется по всему миру. Многие компоненты и системы доступны на международном рынке. Информационная революция создала окружение, в котором государственный суверенитет подвергается пересмотру. Поэтому конфликт между государствами и негосударственными объединениями столь же вероятен, как и конфликт между двумя государствами.

Существуют две группы причин изменения международной роли государства в результате информационной революции. Во-первых, становится все труднее использовать традиционные механизмы управления (налогообложение, лицензирование и т. д.), поскольку информационная революция делает возможным действия, которые находятся за пределами контроля правительств. Во-вторых, распределение властных полномочий изменяется с ростом влияния на национальном, транснациональном и наднациональном уровнях в результате информационной революции новых негосударственных действующих лиц.

Правительства еще только ищут механизмы, которые позволят им адаптироваться к таким изменениям. При этом разные страны могут выбирать различные пути такой адаптации. Подход США, например, заключается в том, что информационная революция неизбежна. При этом необходимо в полной мере воспользоваться ее плодами. В Западной Европе в большей степени озабочены извлечением экономических благ информационной революции при сохранении существующих культурных и общественных ценностей. В Азиатско-Тихоокеанском регионе ценность информационной революции видится, прежде всего, в смысле экономических приобретений. Основная проблема, которую пытаются решить страны этого региона, заключается в том, чтобы не оказаться в числе проигравших в результате информационной революции. На Ближнем Востоке правящие элиты, хотя и пользуются плодами информационной революции, озабочены, прежде всего, ее возможным влиянием на население .

В то время как институты (в особенности большие) традиционно строились по иерархическим принципам и стремились действовать самостоятельно, сети из нескольких организаций состоят из организаций или частей институтов, которые связаны между собой и действуют совместно. Информационная революция благоприятствует росту таких сетей, поскольку она делает возможным для разрозненных действующих лиц устанавливать связь, консультироваться, координировать действия и действовать на огромных расстояниях на основе большей и более качественной информации, чем до того.

Может возникнуть новая модель государства, скорее всего, она будет линейной, которое черпает силу из своей способности координировать действия и действовать вместе с негосударственными организациями. В рамках этой модели, по мнению Питера Дракера, успех в послекапиталистическую эпоху будет требовать государства, отличного от мегагосударства двадцатого века, вобравшего в себя множество социальных, экономических и военных обязательств.

Национальные государства во все большей степени теряют свою власть, поскольку информация становится доступной тем, кто проживает как внутри них, так и за приделами их границ. Те же великие державы, которые останутся, во все большей степени будут соперничать с негосударственными действующими лицами, которые получают власть посредством доступности информации. Иерархические структуры становятся жертвами информационного изобилия, в то время как сети в этих условиях расцветают.

Следует отметить, что это не первый случай в истории, когда национальный суверенитет подвергается сомнению. Новизна состоит в том, что новые информационные технологии (прежде всего - интернет) дают возможность распределенного доступа к информации совершенно нового содержания. Важно также отметить, что формальный суверенитет (формальное главенство правительства на территории) в результате информационной революции вовсе не нарушается. Ставится под сомнение так называемый операционный суверенитет, то есть способность правительств осуществлять эффективный контроль в рамках территории своей страны.

Поскольку государства более компактны, чем, например, империи, они имеют меньшее поле для ошибок. Для того чтобы успешно функционировать в будущем, они должны осознать, что природа информации и силы, а также взаимодействие между ними, могут меняться очень быстро. Пол Бракен отмечает, что для того чтобы использовать военные революции, армия должна перейти от связанного, логичного и хорошо разработанного видения будущей войны к жизнеспособным операционным концепциям, которые вооруженные силы могут использовать в случае войны. Однако эти операционные концепции реализуемы только когда случатся практические и существенные организационные трансформации или адаптации, которые могут оптимизировать способность вооруженных сил использовать эти новые концепции. Государства, ищущие стратегического превосходства через превосходство технологическое, должны предпринять существенные организационные преобразования. Сегодня государства идут от технологического к стратегическому превосходству путем достижения превосходства организационного.

2.3 Перспективы развития информационного общества

В принятой на встрече лидеров стран "восьмерки", состоявшейся в июле 2000 года в Окинаве (Япония), хартии Глобального информационного общества (так называемая Окинавская хартия), страны "восьмерки" признали ИКТ в качестве основного фактора, формирующего общество 21 века, и подтвердили свою готовность содействовать переходу к информационному обществу, а также полной реализации его преимуществ.

Страны выработали и включили в итоговый документ Саммита ключевые направления работы для достижения поставленной цели, в частности, в области укрепления политики и нормативно-правовой базы по борьбе со злоупотреблениями, подрывающими целостность информационных сетей. Стороны согласились с тем, что усилия международного сообщества, направленные на развитие глобального информационного общества, должны сопровождаться согласованными действиями по созданию безопасного и свободного от преступности пространства, осуществлению эффективных мер по борьбе с компьютерной преступностью. Документ предполагает также расширение сотрудничества стран "восьмерки" в рамках Лионской группы по транснациональной организованной преступности. Была поставлена проблема борьбы с попытками несанкционированного доступа и компьютерными вирусами .

Для защиты критических и информационных инфраструктур было решено привлекать представителей промышленности и других негосударственных организаций посредников. Действительно, правительства в одиночку не способны обеспечить безопасность киберпространства, в связи с чем особую важность приобретают усилия каждого пользователя киберпространства по содействию обеспечению безопасности в том участке пространства, которым он владеет или пользуется, и это не только промышленные предприятия, но и организации всех секторов экономики, университеты, местные органы власти, а также граждане --- пользователи Интернет .

Таким образом, страны "Группы восьми" пошли на закрепление в итоговом документе лишь вопросов целостности информационных сетей и пресечения преступлений в компьютерной сфере, игнорируя тем самым военно-политическую составляющую проблемы МИБ. Фактически проблема военного применения ИКТ на уровне государств не была отражена в документе, а ведь именно военный аспект использования информационных средств и технологий является первостепенным по своей значимости и наиболее опасным с точки зрения потенциальных последствий применения информационного оружия.

В настоящее время активно ведется подготовка к проведению Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО) (первый этап - Женева , 10--12 декабря 2003 года, второй - Тунис, 2005 год). Большую роль в объединении мирового сообщества вокруг темы МИБ сыграла прошедшая в г. Марракеш, Марокко, с 23 сентября по 18 октября 2002 года 16-я Полномочная конференция Международного союза электросвязи (МСЭ) - специализированного учреждения ООН, являющегося международной межправительственной организации и занимающегося вопросами развития электросвязи. В соответствии с резолюцией ГА ООН A/RES/56/183, принятой консенсусом 21 декабря 2001 года, МСЭ играет ведущую управленческую роль в рамках исполнительного секретариата ВВУИО и процесса подготовки к Саммиту.

В Полномочной конференции (ПК) 2002 года приняли участие около полутора тысяч делегатов, представляющих 143 страны. Решением ПК был принят "Вклад МСЭ в Декларацию принципов и план действий ВВУИО" (документ PLEN/1).

Одним из основных блоков в структуре вклада МСЭ в Декларацию принципов и План действий ВВУИО составляют вопросы доверия и безопасности при использовании ИКТ. Действительно, преимущества, которые может предоставить использование ИКТ, в полной мере могут быть реализованы лишь в случае надежности и безопасности соответствующих технологий и сетей и отказа от их использования в целях, несовместимых с задачами обеспечения международной стабильности и безопасности.

В этой связи в рамках этого блока страны-члены МСЭ вновь выразили опасение относительно того, что ИКТ могут оказывать негативное воздействие на безопасность государств как в гражданской, так и в военной областях и признали необходимость предотвращения использования информационных ресурсов или технологий для преступных или террористических целей.

В качестве одной из мер, которые можно было бы предложить для рассмотрения в ходе подготовке к ВВУИО, страны назвали рассмотрение существующих и потенциальных угроз для безопасности информационных и коммуникационных сетей.

Страны также согласились внести вклад в реализацию усилий ООН, направленных на оценку состояния информационной безопасности , а также рассмотрение вопроса о разработке, в долгосрочной перспективе, международной конвенции по безопасности в среде информационных сетей и сетей связи.

Нашедшие отражение во Вкладе МСЭ формулировки по МИБ в дальнейшем легли в основу соответствующих положений итоговых документов региональных конференций по подготовке к ВВУИО --- Общеевропейской конференции (Бухарест, 7--9 ноября 2002 года) и Азиатской конференции (Токио, 13--15 января 2003 года.

Одним из принципов информационного общества, зафиксированных в Бухарестской декларации, стал принцип укрепления доверия и безопасности при использовании ИКТ. Он подразумевает разработку "глобальной культуры кибербезопасности", которая должна обеспечиваться путем принятия превентивных мер и поддерживаться всем обществом при сохранении свободы передачи информации. Таким образом, это положение фактически повторяет соответствующее положение Окинавской хартии.

Государства, принявшие участие в конференции в Будапеште, пришили к пониманию относительно того, что "ИКТ могут использоваться в целях, несовместимых с задачами обеспечения международной стабильности и безопасности, а также негативно воздействовать на целостность инфраструктуры внутри отдельных государств, нарушая их безопасность как в гражданской, так и в военной сфере". Страны также согласились с тем, что необходимо "предотвращать использование информационных ресурсов или технологий в преступных или террористических целях". В основу этих положений легла консенсусная резолюция ГА ООН по МИБ N 56/19.

В декларации зафиксировано, что в целях содействия доверию и безопасности в использовании ИКТ органы государственного управления должны способствовать осознанию обществом угроз, связанных с кибербезопасностью, и стремиться укреплять международное сотрудничество в этой сфере .

В Токийской декларации, которую приняли представители 47 стран, 22 международной и 116 неправительственной организаций, а также представители 54 частных компаний, выделены "приоритетные области действий" в области ИКТ. Важное место в их числе занимает вопрос обеспечения безопасности информационных технологий и средств. Признавая принцип справедливого, равного и адекватного доступа к ИКТ для всех стран, особое внимание стороны полагают необходимым уделить угрозе потенциального военного использования ИКТ. Стороны также согласились с необходимостью укреплять региональное и международное сотрудничество в целях укрепления безопасности инфосферы. Впервые было высказано мнение о том, что эффективное обеспечение информационной безопасности может быть достигнуто не только технологически, для этого потребуются усилия по правовому регулированию вопроса и выработке соответствующих национальных политик.

Включение важных для нас формулировок по МИБ в декларации подготовительных встреч к ВВУИО имеет принципиальное значение. Оно закладывает хорошую основу для последующего закрепление проблематики МИБ в итоговых документах Саммита. Это, в свою очередь, станет важным шагом в направлении правового регулирования проблематики МИБ.

На пути к выработке международно-правового режима в области МИБ следует обратиться к уже имеющимся прецедентам - принятым международным договорам и конвенциям в высокотехнологичных областях (Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные года, Конвенция по морскому праву 1982 года и др.), а также военных областях, в частности, целый ряд нераспространенческих договоров: Договор о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 года, Договор об ограничении систем ПРО от 26 мая 1972 года, Конвенция о запрещении химического оружия (вступила в силу 29 апреля 1997 года), Конвенция о запрещении биологического оружия (вступила в силу 26 марта 1975 года), Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении (Оттавская конвенция) от 18 сентября 1997 года.

Важно отметить, что разработка правовой базы в упомянутых областях велась медленно и непросто, поскольку мировое сообщество столкнулось с задачей кодификации деятельности в новой, технологически сложной и крайне чувствительной для их национальной безопасности сфере. Работа над этими договоренностями шла поэтапно, каждый последующий документ опирался на предыдущий, параллельно принимались общие принципы деятельности государств в соответствующих сферах.

В случаях, когда по тем или иным причинам невозможно было достигнуть согласия относительно строго обязательных договоров, были найдены иные приемлемые формы: международный кодекс поведения (например, по предотвращению распространения баллистических ракет), руководящие принципы (как в случае группы ядерных поставщиков), меморандумы о намерениях (например, в области ракетного нераспространения), ориентированные в некоторых случаях на достижение в последствии юридически обязывающих договоренностей.

Беларуси предстоит не ослаблять своих усилий на мировой арене, видя конечную цель своей дипломатической работы в создании глобального режима международной информационной безопасности.

3 Принципы и проблемы формирования основ информационного общества в Беларуси

В Беларуси постепенно создается технологическая база информационного общества. Поэтому государству необходимо сформулировать концепцию его построения, в которой были бы прописаны роль и место основных действующих лиц - коммерческого сектора экономики, государства, населения, общественных организаций. Концепция информационного общества может послужить объединяющим идейным началом для Беларуси, дать целостное видение целей и задач общественного развития, предложить конкретные пути их достижения.

Согласно мировому опыту, телефонизация в стране считается в основном законченной при достижении телефонной плотности порядка 40 аппаратов на 100 жителей. Для этого количество абонентов в Беларуси надо значительно увеличить. Реально такая задача может быть решена в течение 7-10 лет. В Беларуси на 1 тысячу жителей приходится 25 компьютеров (в США - 300), причем основная их масса, сосредоточена в учреждениях. Однако темпы ввоза и собственной сборки компьютеров позволяют утверждать, что приблизительно в этот же период - до 10 лет - проблемы компьютеризации и информатизации со стороны технической обеспеченности будут в основном решены. Поэтому можно утверждать, что в этот период будут закладываться технологические основания информационного общества в Беларуси. Как представляется, государству на этом этапе необходимо сохранить рычаги воздействия на ситуацию, постараться скоординировать действия различных субъектов общества, заинтересованных в развитии информационного сектора экономики в стране.

Специфика информационных и телекоммуникационных технологий состоит в том, что их внедрение и эксплуатация относится к доходному, хотя и рискованному бизнесу. Государство не может, да и не должно ставить задачу вложения собственных инвестиций в информационный сектор. Его роль, как показывает мировая практика создать необходимые условия для развития в этой области частных инициатив, в том числе с привлечением иностранных и межнациональных компаний.

В целом наступил период переосмысления деятельности органов, обеспечивающих развитие информационной сферы в Беларуси. Если ранее перед ними ставилась в качестве главной задачи обеспечение связью, компьютерами, информацией государственных органов, то теперь основной упор необходимо перенести на формирование национальной информационной инфраструктуры, ресурсов, которыми государственные органы пользовались бы наравне с другими субъектами общества. Необходим совещательный орган, типа Совета по информационному обществу, который объединил бы ученых, чиновников, представителей информационно-технологического бизнеса, готовил бы рекомендации, проводил исследования с целью определения форм и методов государственного воздействия на развитие компьютерной грамотности, раскрытие государственных информационных ресурсов, выход государственных органов в Интернет, разработку изменений в законодательную базу (законы о СМИ, информатизации, об участии в международном информационном обмене, об авторском праве и т. п.).

Необходимо определиться, каковы место и роль Беларуси в международных программах, типа Глобальной информационной инфраструктуры, в деятельности Европейской Комиссии, направленной на формирование информационного общества в Европе.

Весьма актуальной является разработка нормативных документов, регламентирующих продажу информационных ресурсов, создаваемых государственными органами. В том, что информация, представляющая коммерческую ценность, "уходит" к заинтересованным лицам, нет сомнений. Однако это происходит неупорядоченно, бюджет от этих операций не пополняется. Если будет установлен разумный порядок продажи ресурсов (конечно, той их части, которая не составляет государственной или служебной тайны), то это будет стимулировать и процесс их создания. В перспективе функционирование наиболее прибыльных информационных ресурсов должно в соответствии с мировым опытом переходить на коммерческую основу. Ресурсы, которые не подлежат разгосударствлению, типа статистической информации, должны быть четко перечислены.

Необходимо создание органа в составе исполнительной власти, который занимался бы вопросами информационно-телекоммуникационного обеспечения органов государственной власти, определял бы политику в отношении государственных информационных ресурсов. Существующая практика показала, что средства на внутриведомственную информатизацию расходуются из бюджетов заинтересованных ведомств , но при этом отсутствует система проведения финансовой и технической экспертизы проектов . Поскольку закупается в основном иностранная вычислительная техника и оборудование и, главным образом по кредитным линиям , процесс необходимо поставить под гласный контроль государства. Требует регулирования проблема информационного обмена между центральными и региональными органами власти.

Еще одна проблема, требующая государственного вмешательства - это присутствие органов государственной власти в Интернете. Существующие документы, регламентирующие эту деятельность, имеют чисто технический характер, решают вопросы организации, финансирования, безопасности. Однако нет документов, которые обязывали бы министерства и ведомства, представительную власть выставлять некоторый набор информации в открытый доступ в Интернете, организовывать обсуждение проблем, использовать Интернет для учета мнений и пожеланий населения.

С помощью Интернета государство может осуществлять информирование граждан, существенно продвинув формирование информационного общества в Беларуси. Однако полному раскрытию информационных ресурсов государства для всеобщего пользования (в том числе и на условиях оплаты) мешает несколько факторов. К психологическим можно отнести нежелание и непонимание руководителями старой школы важности информационных технологий, затратный метод финансирования и создания информационных систем в органах государственной власти, когда нет никакой зависимости между объемами затрат на информационные и коммуникационные технологии и эффективностью работы государственных органов, сокращением численности, более высокой открытостью, прозрачностью государства для граждан и т. п. Не разработана также система критериев по оценке деятельности информационных систем с точки зрения основной деятельности государственного органа.

Анализ процесса становления информационных обществ в развитых странах, изложенный в предыдущих разделах, позволяет выделить следующие принципы формирования аналогичной стратегии в Беларуси:

Необходимо определить роль и место ИТТ в программах по совершенствованию государственного строительства. Общее повышение эффективности и действенности органов государственной власти следует строить на основе широкого использования новейших ИТТ.

Государство, как держатель больших массивов информации, собранной на средства налогоплательщиков, нуждается в четко сформулированной политике в отношении условий их предоставления, как деловым кругам, так и населению. В законе о государственной тайне указаны сведения которые не подлежат разглашению, но в ведомствах зачастую информация закрывается произвольно, решениями руководства, что объективно мешает как информационной прозрачности государства, так и повышению уровня контроля за государственными органами со стороны общественности.

Необходим контроль за созданием информационных систем в государственных органах, создание механизма проведения финансовой, социально-экономической и технологической экспертизы предлагаемых проектов. Правильная политика государства в этом вопросе позволит выступить ему в качестве катализатора общего информационного развития, примером для подражания региональным администрациям.

Политика в отношении образования и библиотек должна быть пересмотрена с учетом требований информационного века. Дистанционное обучение и "виртуальные" библиотек и музеи - наиболее оптимальное использование ИТТ в социальных целях. В этой связи необходима разработка специальной программы по цифровизации культурного достояния, созданию электронных энциклопедий. Реализация данных проектов также должна проходить на коммерческой основе, но, поскольку музеи - государственная собственность , важна и координация со стороны государства.

Регулирование электронной торговли не должно противоречить мировой практике, поскольку несовместимость правовых режимов функционирования электронного бизнеса приведет к изоляции белорусских предприятий, лишит их доступа к мировым рынкам через глобальные телекоммуникации.

В рамках общей стратегии перехода к информационному обществу представляется необходимым уделить внимание выработке государственной политики в отношении развития белорусской части Интернета.

Проблемы формирования информационного общества в Беларуси по сути имеют много общего с аналогичными процессами в других странах, что объясняется быстрым распространением новейших ИТТ, глобализацией мировых информационно-технологических рынков. Различия связаны с географическим положением страны, недостаточно развитой информационной инфраструктурой, общим переходным состоянием экономики. Вместе с тем, можно констатировать, что за последние годы достигнут существенный прогресс в развитии телекоммуникаций, информатизации государственных и коммерческих организаций , информационном законодательстве. Этот прогресс позволяет говорить о своевременности перехода от политики, направленной на развитие отдельных отраслей информационной индустрии связи, компьютерного и информационного, аудиовизуального рынков, к формированию общей стратегии вхождения к информационное общество, в которой на первый план выходят социальные потребности, личность .

Заключение

Таким образом, в результате настоящего исследования можно сделать следующие выводы.

Информационное общество – одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии.

Информационное общество – это общество, в котором:

1. Информация становится главным экономическим ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, по числу занятых, по доле капиталовложений , по доле в ВВП. ИТТ становятся главным средством повышения эффективности производства, укрепления конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке.

2. Имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание достаточных информационных ресурсов. Это в первую очередь система образования и наука. Происходит перерапределение ресурсов в пользу науки и образования. В США так называемый накопленный человеческий капитал в три раза больше активов всех американских корпораций. Основной формой собственности становится интеллектуальная собственность . В конкурентной борьбе за мировое первенство появляется новый фактор – уровень развитости информационной инфраструктуры и индустрии.

3. Информация становится предметом массового потребления. Информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику информации. Это гарантируется законом (военная и государственная тайна также определяется законом) и техническими возможностями. Появляются новые критерии оценки уровня развития общества – количество компьютеров, количество подключений к Интернету, количество мобильных и фиксированных телефонов и т. д. Вырабатываются правовые основы информационного общества.

4. Формируется единая интегрированная информационная система на основе технологической конвергенции (слияния телекоммуникационной, компьютерно-электронной, аудио-визуальной техники). Создаются единые национальные информационные системы (в США – в 1980-е гг., в Западной Европе – в 1990-е.).

5. Информационное общество формируется как глобальное. Оно включает в себя:

мировую «информационную экономику»;

единое мировое информационное пространство;

глобальную информационную инфраструктуру;

формирующуюся мировую законодательно-правовую систему.

В информационном обществе деловая активность перетекает в информационно-коммуникативную среду. Формируются виртуальная экономика, виртуальная финансовая система и т. п., что ставит сложнейшие вопросы о механизмах их регулирования и связи с реальной, «физической» экономикой

Список использованных источников

1. Вершинская модели построения информационного общества // Информационное общество, 1999, № 3. – 66 с.

2. Грачев -психологические операции во внутриполитической борьбе в России в современных условиях // Информационно-психологическая безопасность избирательных кампаний. М.: 1с.

3. Информационное общество: Сб. - М.: 000 «Издательство И74 ACT, 2004. - 507, с. - (Philosophy).

4. Киреев экономика. В 2-х ч. – Ч. I и II. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. – М.: Международные отношения, 20с.

5. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. Утверждена Указом Президента Республики Беларусь 17.07.2001. № 000. – Минск, 2001. – 55с.

6. Комов борьба в современной войне: вопросы теории // Военная мысль. 1996. N

7. , Обстфельд экономика. – М.: ИВЦ Маркетинг, 20с.

8. Крысько психология: словарь-справочник. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 20с.

9. Китай становится мировым центром хай-тека – Режим доступа: http://www. *****/home. asp? artId=479 – Дата доступа: 18.05.2011.

10. Курс лекции по дисциплине информационные технологии в международных отношениях Доцент, Минск 2004. – 225 с.

11. Макс Гончаров., WID? ы на будущее: [Электронный ресурс]: http://www. *****/offline/2002/70/17451/ – Дата доступа: 18.05.2011.

12. – М.: Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. – 232 с.

В последней трети ХХ века все увереннее зазвучали голоса специалистов, в первую очередь социологов, философов, информатиков, утверждавших, что развитие и внедрение средств информатизации и информационных технологий во все сферы жизни общества в целом ведет к качественному переходу общества в новое состояние. Никогда раннее человечество не накапливало информацию столь стремительными темпами, как ныне. Это особенно характерно для все убыстряющегося роста научных знаний. Если с начала нашей эры для удвоения научных знаний потребовалось 1750 лет, то второе удвоение произошло в 1900 году, а третье - к 1950 году, т.е. уже за 50 лет, при росте объема информации за эти полвека в 8-10 раз. Во времена К. Маркса объем научной информации удваивался каждые 50 лет, ныне - каждые 20 месяцев. К концу 20 века объем знаний в мире возрастает вдвое.

Увеличилось общее число ученых. Если в 1910 году в мире насчитывалось 15 тысяч научных работников, то в 1962 году - уже свыше 2 млн. Рост количества ученых сопровождается ростом публикаций: в 1665 году появился первый на земле научный журнал, в 1865 году имелось 1000 наименований этих журналов, в 1965 году их число перевалило за 100 тысяч (в них печаталось свыше 5 млн. статей в год).

Информационный взрыв явился важной причиной ускорения темпов технического прогресса, резкого роста количества изобретений. За последние 10 лет изобретений и открытий появилось больше, чем за предыдущие 2000 лет. Их число в ближайшие 10 лет удвоится. Ускорение технического прогресса определяется временем освоения технических новшеств - периодом времени от получения первых результатов исследований до момента промышленного производства продукта или внедрения в производство новой технологии. Период разработки о освоения новых продуктов и технологий существенно и последовательно сокращается: время освоения паровой машины --100 лет, паровоза - 34, дизеля - 19, реактивного двигателя - 14, турбореактивного - 10, автомобиля 27, транзисторов - 5 лет, а лазера только 2 месяца. При этом каждое новое изобретение и увеличивающийся объем знаний индуцируют одно или несколько новых изобретений.

Информационный взрыв вызвал информационный кризис, суть которого в возникновении противоречия между все возрастающим объемом информации и ограниченными возможностями его восприятия, производстве большого количества избыточной информации, нарушением целостности научных коммуникаций вызванных предпочтением политических и ведомственных интересов. Правда, информационный взрыв застал в известной степени людей врасплох. К счастью, создавая проблему, люди, как правило, находят ее решение. Разработка новых средств информатики базируется на использовании передовых достижений науки и, в свою очередь, стимулирует формирование и развитие новых областей научного знания.

Само название «информационное общество» впервые возникло в Японии. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он определяет общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме.

Академик В.А. Извозчиков предложил следующее определение информационного общества: «Будем понимать под термином «информационное» («компьютеризированное») общество то, во все сферы жизни и деятельности членов которого включены компьютер, телематика, другие средства информатики в качестве орудий интеллектуального труда, открывающих широкий доступ к сокровищам библиотек, позволяющих с огромной скоростью производить вычисления и перерабатывать любую информацию, моделировать реальные и прогнозируемые события, процессы, явления, управлять производством, автоматизировать обучение.»

Под «телематикой» ученым понимается обработка информации на расстоянии.

Основные его признаки в информационном обществе:

  • · любой его член, группа членов, любая организация или учреждение в любое время могут получить доступ к информационным ресурсам, необходимым для профессиональной деятельности или в личных целях;
  • · доступны современные информационные технологии и средства связи;
  • · создана развитая информационная инфраструктура, позволяющая постоянно пополнять и обновлять информационные ресурсы в количествах, необходимых для решения задач социального, экономического и научно-технического развития.

В последние полвека в развитых странах мира пропускная способность коммуникационных сетей передачи информации возрастала в среднем примерно в 10 раз за десятилетие. При таких темпах время вхождения в развитое информационное общество составляет около 7 десятилетий завершения перехода к информационному обществу.

Отметим, что часто понятие «информационное общество» отождествляется с понятием «постиндустриальное общество», понимаемым как общество, в котором информация и знания являются доминирующим продуктом, а их производство - как один из ведущих видов индустрии.

Тем не менее, реальные и ожидаемые в ближайшем будущем перемены велики и касаются всех сторон жизни общества. Меняется и образ жизни людей в тех странах, которые встали на путь глобальной информатизации, включая трудовую и общественно-политическую деятельность, а также бытовую, социально-культурную, досуговую деятельность и т.д. Эти перемены системны, взаимосвязаны между собой, и охватывают значительную часть жизни общества и личности.

Информация всегда играла огромную роль в жизни общества и отдельного индивидуума. Владение информацией, доминирование на информационном поле с древнейших времен было необходимым условием наличия власти у господствовавшей социальной группы.

Развитие средств хранения, передачи и обработки информации в истории человеческого общества шло неравномерно. Несколько раз в истории человечества происходили радикальные изменения в информационной области, которые называют «информационными революциями».

Первая информационная революция связана с изобретением письменности. Письменность создала возможность для накопления и распространения знаний, для передачи знаний будущим поколениям. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других, достигали более высокого культурного и экономического уровня. Примерами могут служить древний Египет, страны Междуречья, Китай. Внутри этой революции весьма значимым оказался этап перехода от пиктографического и иероглифического письма к алфавитному - это сделало письменность более доступной и, в значительной степени, способствовало смещению центров цивилизации в Европу.

Вторая информационная революция (середина XVI в.) была связана с изобретением книгопечатания. Стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной. Грамотность становится массовым явлением. Все это ускорило рост науки и техники, помогло промышленной революции. Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу создания общечеловеческой цивилизации.

Третья информационная революция (конец XIX в.) была обусловлена прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния. Именно в этот исторической период появились зародыши того процесса, который в наши дни называют «глобализацией». Прогресс средств передачи информации в значительной мере способствовал бурному развитию науки и техники, которое нуждалось в надежных и быстродействующих каналах связи.

Четвертая информационная революция (70-е гг. XX в.) связана с появлением микропроцессорной техники и, в частности, персональных компьютеров. Отметим, что не появление компьютеров в середине ХХ века само по себе, а именно микропроцессорные системы оказали решающее влияние на информационную революцию. Вскоре после этого возникли компьютерные телекоммуникации, радикально изменившие системы хранения и поиска информации. Именно четвертая информационная революция дала толчок к столь существенным переменам в развитии общества, что для его характеристики появился новый термин «информационное общество».

Информационные революции всегда являлись теми критическими точками всемирной истории, после которых начинались качественно иные этапы развития цивилизации.

В полной мере информационный кризис проявился к середине ХХ века. Потоки информации стали столь огромными, что человек не имеет возможности воспринимать их и анализировать в полной мере. Это касается даже относительно узких сфер человеческой деятельности. Например, порой бывает проще и экономически целесообразнее выполнить научно-техническую разработку, нежели найти полную информацию о ней. Подобные явления ведут к разобщенности и определенной растерянности специалистов и тех, кто принимает ответственные решения.

Возникновение больших потоков информации было обусловлено:

  • · постоянным увеличением числа периодических изданий по разным областям знаний; так, если в начале ХХ века число ежемесячных физических журналов, чтение которых позволяло научному работнику быть полностью в курсе науки, не превышало десяти, то к концу века их стало на порядок больше, а объем каждого выпуска увеличился во много раз;
  • · чрезвычайно быстрым ростом числа книг, документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п., в которых излагаются результаты различных видов научной и практической деятельности.

Уровень описанного явления, наступивший в этой сфере к середине ХХ века, часто характеризуют как «информационный взрыв». По оценкам специалистов, общая сумма знаний менялась на начальном этапе развития цивилизации очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило за каждые 10 лет, к 1970 г. - уже за каждые 5 лет, к концу ХХ века - ежегодно.

Информационный кризис породил ряд негативных явлений. Среди них отмечают:

  • · противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и постоянно нарастающими информационными потоками;
  • · существование огромной избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной информации;
  • · укрепление образовательных, экономических, политических и других социальных барьеров, которые препятствуют распространению информации.

Одна из задач информационного общества - смягчение последствий информационного кризиса. Следует, однако, отчетливо сознавать, что если внедрение компьютеров, информационных технологий в экономику, промышленность, средства переработки и передачи информации, иные сферы профессиональной деятельности и повседневной жизни человека позволяет решить многие проблемы технически, то в социальном плане это не всегда удается. Свидетельством этого являются, в частности, растущие проявления информационного неравенства по пути продвижения к информационному обществу.

Информационное общество оказывает революционное воздействие на все сферы жизнедеятельности, кардинально изменяет условия жизни и деятельности людей, их культуру, образ мыслей. Поэтому знание основ социальной информатики, ее возможностей и перспектив развития становится необходимым практически для всех членов современного общества.

Информационное общество - одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ).

Информационное общество - это общество, в котором: Информация становится главным экономическим ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, по числу занятых, по доле капиталовложений, по доле в ВВП. ИТТ становятся главным средством повышения эффективности производства, укрепления конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке. Имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание достаточных информационных ресурсов. Это в первую очередь система образования и наука.

Происходит перераспределение ресурсов в пользу науки и образования. В США так называемый накопленный человеческий капитал в три раза больше активов всех американских корпораций.

Основной формой собственности становится интеллектуальная собственность. В конкурентной борьбе за мировое первенство появляется новый фактор - уровень развитости информационной инфраструктуры и индустрии.

Информация становится предметом массового потребления. Информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику информации. Это гарантируется законом (военная и государственная тайна также определяется законом) и техническими возможностями.

Появляются новые критерии оценки уровня развития общества - количество компьютеров, количество подключений к Интернету, количество мобильных и фиксированных телефонов и т.д.

Вырабатываются правовые основы информационного общества. Формируется единая интегрированная информационная система на основе технологической конвергенции (слияния телекоммуникационной, компьютерно-электронной, аудиовизуальной техники).

Создаются единые национальные информационные системы (в США - в 80-е годы, в Западной Европе - в 90-е годы).

Информационное общество формируется как глобальное и включает в себя: мировую "информационную экономику"; единое мировое информационное пространство; глобальную информационную инфраструктуру; формирующуюся мировую законодательно - правовую систему.

В информационном обществе деловая активность перетекает в информационно-коммуникативную среду. Формируются виртуальная экономика, виртуальная финансовая система и тому подобное, что ставит важнейшие вопросы о механизмах их регулирования и связи с реальной, "физической" экономикой.

Возникновение и основные этапы развития информационного общества

В 80-90-е годы философы и социологи разрабатывают теорию информационного общества. В этой работе объединились усилия таких известных на западе философов, как Йошита Масуда, Збигнев Бжезинский (некоторое время назад бывший советником Президента США), Дж. Нэсбитт.

Но лучше всего известна теория информационного общества американского философа Олвина Тоффлера (р. 1928), поскольку его нашумевшие книги «Future shock» (Шок от столкновения с будущим, 1971), «Экоспазм» (1975), «Третья волна» (1980) у нас переводились.

Тоффлер, как и многие другие западные философы, критиковал недостатки индустриального общества, отмечал его кризис и признаки перехода в новую форму существования, информационное общество.

Превращение общества в информационное Тоффлер связывает с информационной революцией, которая началась во второй половине ХХ в.

Информационная революция, как отмечает Олвин Тоффлер, складывается из двух революций:

1) компьютерной;

2) телекоммуникационной.

Телекоммуникационная революция начинается с середины 70-х годов и сливается с компьютерной. Компьютерная революция начинается гораздо раньше и протекает в несколько этапов.

Первый большой этап охватывает 1930-1970 годы, который называют «нулевым циклом». Он начинается с создания первых ЭВМ американским физиком Дж. Атанасовым и немецким инженером К. Цузе.

На этом этапе в 1951 году была создана первая коммерческая ЭВМ UNIVAC-1 (она весила 30 т, содержала 18 тысяч ламп и совершала 5 тысяч операций в секунду). Второй значительный этап компьютерной революции начинается с создания первых персональных компьютеров и их серийного производства.

Телекоммуникационная революция связана с созданием

а) волоконно-оптических технологий;

б) спутниковых технологий.

Слияние компьютерной и телекоммуникационных технологий породило на рынке множество новых товаров и услуг. Информационная и телекоммуникационная индустрия превратились сегодня в ключевой сектор экономики развитых стран.

Развитые страны предпочитают ввозить товары широкого потребления, но вывозить продукты информационной индустрии, и на их продаже зарабатывать национальное богатство.

Информационные технологии стоят дорого, гораздо дороже, чем товары широкого потребления, что обеспечивает развитым странам по-прежнему высокий уровень жизни, существенно превосходящий уровень жизни в развивающихся странах.

Кроме того, лидерство в информационных технологиях дает им возможность по-прежнему претендовать на политическое лидерство в мире.

Например, США - один из признанных лидеров мировой политики, контролирует более 40% рынка торговли информационными технологиями.

США законсервировали свои ископаемые ресурсы и больше ввозят товаров, чем вывозят, зато вывозят больше услуг (особенно в области информационных технологий), чем ввозят.

Лидерство в области информатизации США объяснимо: там находится 41% всех имеющихся в мире компьютеров; 40% семей там владеют персональными компьютерами, а 20% - модемами, то есть являются пользователями Интернета.

Благодаря слиянию компьютерной и телекоммуникационной революций появилась возможность создавать информационные сети огромных масштабов, вплоть до глобальных. По этим сетям можно гораздо быстрее передавать, находить и обрабатывать необходимую информацию.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Роль информации в развитии общества. Почему появление письменности дало толчок развитию науки и культуры. Как связаны развитие технологий и информационное развитие общества. Какие новые информационные возможности открыли перед обществом средства связи.

    презентация , добавлен 27.09.2017

    Место информации и данных в процессе информационного обмена общества. Понятие, функции и характеристики информации. Описание противоречий информационного общества. Анализ влияния средств информационного обмена на развитие систем общественных отношений.

    реферат , добавлен 12.10.2010

    Изучение роли средств массовой информации в современном обществе. Описание механизмов формирования общественного мнения. Исследование возможностей манипулирования общественным мнением СМИ в современном обществе на примере образовательного учреждения.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2014

    Возрастание объема информации. Представление об информационном обществе и его опасностях. Влияние процесса информатизации общества на развитие информатизации образования. Опасность большого влияния на общество со стороны средств массовой информации.

    реферат , добавлен 19.05.2011

    Осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии, формирование информационной культуры личности. Основные направления развития общества - эволюция, революция. Социальная сущность языка и письменности. Революция информационных технологий.

    контрольная работа , добавлен 16.11.2009

    Причины социальной деградации молодежи. Влияние средств массовой информации на развитие массовой агрессии. Факторы трудовой беспомощности молодого поколения. Проблема трудоустройства. Непатриотическое отношение к Родине. Программа по половому воспитанию.

    реферат , добавлен 07.05.2016

    Понятие информационной революции, ее роль в формировании информационного общества. Современные международные отношения в условиях развития информационного общества, дальнейшие перспективы данного процесса в современной России. Духовная безопасность.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2013

    Сущность информации и роль процесса информатизации в современном обществе. Информационная открытость и транспарентность власти как основа публичной политики. Государственная информационная политика в развитии информационного общества Российской Федерации.

    дипломная работа , добавлен 06.02.2018

Тема 2. Информатизация общества

Основным объектом внимания дисциплины «Информатика» является процесс информатизации и компьютеризации современного общества, который охватывает все сферы нашей жизни и развивается невиданными в истории темпами. Информатизация - это не столько технологический, сколько социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения.

Информатизация общества - организованный социально-экономический и научнотехнический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан и организаций на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Цель информатизации - улучшение качества жизни людей за счет увеличения производительности и облегчения условий их труда.

Компьютеризация - техническое оснащение – это процесс внедрения электронновычислительной техники во все сферы жизнедеятельности человека (например, для управления технологическими процессами, транспортом, производством и передачей энергии и другими производственными процессами).

Роль информационной деятельности в современном обществе.

Информационная деятельность – деятельность, обеспечивающая сбор, обработку, хранение, поиск и распространение информации, а также формирование информационного ресурса и организацию доступа к нему.

Роль информации в современном обществе.

Сейчас, в первой половине 21-ого века роль информации в жизни человека является определяющей – чем больше навыков и знаний он имеет, тем выше ценится как специалист и сотрудник, тем больше имеет уважения в обществе.

В последние десятилетия настойчиво говорят о переходе от «индустриального общества» к «обществу информационному». Происходит смена способов производства, мировоззрения людей, их образа жизни. Информационные технологии кардинальным образом меняют повседневную жизнь миллионов людей.

Информация стала одним из важнейших стратегических, управленческих ресурсов, наряду с ресурсами - человеческим, финансовым, материальным. Ее производство и потребление составляют необходимую основу эффективного функционирования и развития различных сфер общественной жизни, и, прежде всего, экономики. А это означает, что не только каждому человеку становятся доступными источники информации в любой части нашей планеты, но и генерируемая им новая информация становится достоянием всего человечества.

В современных условиях право на информацию и доступ к ней имеют жизненную ценность для всех членов общества. Возрастающая роль информации в обществе явилась предметом научного осмысления. Были выдвинуты теории, объясняющие ее место и значение. Наиболее популярными являются теории постиндустриального и информационного общества.


Информационное общество – это общество, в котором большинство работающих заняты производством, хранением, переработкой, передачей и обменом информацией.

Этапы развития информационного общества.

В развитии человечества существуют четыре этапа, названные информационными революциями, которые внесли изменения в его развитие.

Первый этап – связан с изобретением письменности . Это обусловило качественный гигантский и количественный скачек в развитии общества. Знания стало возможно накапливать и передавать последующим поколениям, т.е. появились средства и методы накопления информации. В некоторых источниках считается, что содержание первой информационной революции составляет распространение и внедрение в деятельность и сознание человека языка.

Второй этап – изобретение книгопечатания. Это дало в руки человечеству новый способ хранения информации, а так же сделало более доступным культурные ценности.

Третий этап– изобретение электричества. Появились телеграф, телефон и радио, позволяющие быстро передавать и накапливать информацию в любом объеме. Появились средства информационных коммуникаций.

Четвертый этап – изобретение микропроцессорной технологии и персональных компьютеров. Толчком к этой революции послужило создание в середине 40-х годов ЭВМ. Эта последняя революция дала толчок человеческой цивилизации для переходы от индустриального к информационному обществу- обществу, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формой – знанием. Началом этого послужило внедрение в различные сферы деятельности человека современных средств обработки и передачи информации – этот процесс называется информатизацией.

Поколения ЭВМ:

1-е поколение (начало 50-х гг. ). Элементная база - электронныелампы. ЭВМ отличались большими габаритами, большим потреблением энергии, малым быстродействием, низкой надежностью, программированием в кодах.5

2-е поколение (с конца 50-х гг. ). Элементная база -полупроводниковые элементы. Улучшились по сравнению с ЭВМ предыдущего поколения все технические характеристики. Для программирования используются алгоритмические языки.

3-е поколение (начало 60-х гг. ). Элементная база - интегральные схемы, многослойный печатный монтаж. Резкое снижение габаритов ЭВМ, повышение их надежности, увеличение производительности. Доступ с удаленных терминалов.

4-е поколение (с середины 70-х гг.). Элементная база- микропроцессоры, большие интегральные схемы. Улучшились технические характеристики. Массовый выпуск персональных компьютеров. Направления развития: мощные многопроцессорные вычислительные системы с высокой производительностью, создание дешевых микроЭВМ.

5-е поколение (с середины 80-х гг.). Началась разработка интеллектуальных компьютеров, пока не увенчавшаяся успехом. Внедрение во все сферы компьютерных сетей и их объединение, использование распределенной обработки данных, повсеместное применение компьютерных информационных технологий.