Перечень базовых и критических технологий. Перечень критических технологий российской федерации

  • 1. Базовые и критические военные и промышленные технологии для создания перспективных видов вооружения, военной и специальной техники.
  • 2. Базовые технологии силовой электротехники.
  • 3. Биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии.
  • 4. Биомедицинские и ветеринарные технологии.
  • 5. Геномные, протеомные и постгеномные технологии.
  • 6. Клеточные технологии.
  • 7. Компьютерное моделирование наноматериалов, наноустройств и нанотехнологий.
  • 8. Нано-, био-, информационные, когнитивные технологии.
  • 9. Технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом.
  • 10. Технологии биоинженерии.
  • 11. Технологии диагностики наноматериалов и наноустройств.
  • 12. Технологии доступа к широкополосным мультимедийным услугам.
  • 13. Технологии информационных, управляющих, навигационных систем.
  • 14. Технологии наноустройств и микросистемной техники.
  • 15. Технологии новых и возобновляемых источников энергии, включая водородную энергетику.
  • 16. Технологии получения и обработки конструкционных наноматериалов.
  • 17. Технологии получения и обработки функциональных наноматериалов.
  • 18. Технологии и программное обеспечение распределенных и высокопроизводительных вычислительных систем.
  • 19. Технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения.
  • 20. Технологии поиска, разведки, разработки месторождений полезных ископаемых и их добычи.
  • 21. Технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
  • 22. Технологии снижения потерь от социально значимых заболеваний.
  • 23. Технологии создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта.
  • 24. Технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения.
  • 25. Технологии создания электронной компонентной базы и энергоэффективных световых устройств.
  • 26. Технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и использования энергии.
  • 27. Технологии энергоэффективного производства и преобразования энергии на органическом топливе.

Основой для данного перечня стали приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации:

  • 1. Безопасность и противодействие терроризму.
  • 2. Индустрия наносистем.
  • 3. Информационно-телекоммуникационные системы.
  • 4. Науки о жизни.
  • 5. Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники.
  • 6. Рациональное природопользование.
  • 7. Транспортные и космические системы.
  • 8. Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.

Для оценки состояния и тенденций инновационной деятельности и ее влияния на экономическое обеспечение национальной экономической безопасности страны предлагается использовать показатели, которые, на наш взгляд, комплексно отражают текущее состояние дел и динамику развития в данной области (табл. 3.1). Показатели разделены на две группы. Первая группа – показатели потенциала, которые характеризуют существующий потенциал и предпосылки реализации научно-технической и инновационной деятельности. Вторая группа – показатели, характеризующие эффективность реализации имеющегося потенциала.

Проблема макроинновационной безопасности включает в себя проблему выбора и корректировки государственных научно-технических приоритетов.

Механизм формирования государственных научно-технических приоритетов в различных странах имеет существенные особенности, связанные прежде всего с их экономическим и политическим положением в мире, спецификой социально-экономического развития и целей, поставленных на данном временно́м этапе, сложившимися внутренними традициями регулирования экономических и инновационных процессов.

Экономическое и политическое положение страны в мире проявляется в следующих основных моментах:

  • – занятии места лидера или зависимого государства в том или ином военно-политическом или экономическом союзе;
  • – степени милитаризации проводимой внешней политики;
  • – геополитическом положении государства;
  • – внешнеэкономической и внешнеторговой ориентации государства.

Таблица 3. 1

Динамика основных показателей безопасности научно-технической сферы

Показатель

ПОКАЗАТЕЛИ ПОТЕНЦИАЛА

Число организаций, выполнявших исследования и разработки

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, тыс. чел.

Число созданных передовых производственных технологий

Доля инвестиций в нематериальные активы в общем объем инвестиций в нефинансовые активы

Доля инвестиций в ОК промышленности (обрабатывающие производства) в общем объеме инвестиций в ОК

Финансирование науки из средств федерального бюджета, % к расходам федерального бюджета

Показатель

Финансирование науки из средств федерального бюджета, % к ВВП

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТА

Число используемых передовых производственных технологий

Удельный вес организаций, осуществлявших технол. инновации, в общем числе организаций промышленного производства, %

Доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, %

Доля в импорте машин, оборудования и транспортных средств, %

Доля в экспорте машин, оборудования и транспортных средств, %

Степень износа ОФ промышленности (обрабатывающие производства)

Государство, которое играет на мировой арене роль супердержавы и в политическом фарватере которого следуют другие государства, при формировании научно-технических приоритетов прежде всего учитывает необходимость создания научно-технического задела, который позволял бы ему поддержать и сохранить такой статус. В противном случае лидирующее место будет занято другим государством со всеми вытекающими из этого последствиями. Другим аспектом является необходимость принятия на себя ряда расходов по разработке крупномасштабных научно-технических программ, осуществление которых не под силу другим государствам блока, с последующим использованием их этими государствами на определенных условиях.

Приоритеты государства, не претендующего на роль лидера, иные. Прежде всего упор делается на проведение исследований, обеспечивающих экономическую независимость, требуемый уровень образовательного и культурного развития, поддержание оборонной достаточности.

Довольно существенное значение имеют военно-политические устремления государства, определяющие соответствующие тенденции в изменении структуры экономики и научных исследований. Значительная часть расходов на науку поступает в военный сектор с целью достижения лидерства в этой области. На степень милитаризации действуют различные факторы, и не обязательно главным из них является степень агрессивности государства. В частности, речь идет о геополитическом положении государства. Если оно находится в относительно спокойном регионе и не имеет притязаний к другим странам, приоритеты науки, как правило, в большей степени направлены на решение государственных экономических задач.

Внешнеторговая и внешнеэкономическая специализация государства накладывает значительный отпечаток и на выбор научных приоритетов. Если оно специализируется на экспорте наукоемкой продукции, то приоритеты нацеливаются на обеспечение лидерства в "прорывных" областях науки с целью обеспечения последующего лидерства в создании сложных высокотехнологичных, наукоемких продуктов. Если речь идет об экспорте традиционной техники, не всегда есть необходимость проводить самостоятельные научные исследования, а в ряде случаев можно использовать их результаты, полученные в других странах.

"О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" утвердить прилагаемый перечень технологий, имеющих важное социально-экономическое значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства (критических технологий).

2. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 1243-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 35, ст. 4068).

Председатель
Правительства Российской Федерации
Д. Медведев

Прим. ред: текст распоряжения опубликован в "Собрании законодательства РФ", 30.07.2012, N 31, ст. 4403.

Перечень технологий, имеющих важное социально-экономическое значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства (критических технологий)

1. Базовые и критические военные и промышленные технологии для создания перспективных видов вооружения, военной и специальной техники
2. Базовые технологии силовой электротехники
3. Биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии
4. Биомедицинские и ветеринарные технологии
5. Геномные, протеомные и постгеномные технологии
6. Клеточные технологии
7. Компьютерное моделирование наноматериалов, наноустройств и нанотехнологий
8. Нано-, био-, информационные, когнитивные технологии
9. Технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом
10. Технологии биоинженерии
11. Технологии диагностики наноматериалов и наноустройств
12. Технологии доступа к широкополосным мультимедийным услугам
13. Технологии информационных, управляющих, навигационных систем
14. Технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения
15. Технологии наноустройств и микросистемной техники
16. Технологии новых и возобновляемых источников энергии, включая водородную энергетику
17. Технологии обеспечения защиты и жизнедеятельности населения и опасных объектов при угрозах террористических проявлений
18. Технологии переработки и утилизации техногенных образований и отходов
19. Технологии поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения и защиты информации
20. Технологии и программное обеспечение распределенных и высокопроизводительных вычислительных систем
21. Технологии производства металлов и сплавов со специальными свойствами, используемых при производстве вооружения и военной техники
22. Технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
23. Технологии поиска, разведки, разработки месторождений полезных ископаемых и их добычи
24. Технологии получения и обработки конструкционных наноматериалов
25. Технологии получения и обработки функциональных наноматериалов
26. Технологии создания биосовместимых материалов
27. Технологии создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта
28. Технологии создания и обработки композиционных и керамических материалов
29. Технологии создания и обработки кристаллических материалов
30. Технологии создания и обработки полимеров и эластомеров
31. Технологии создания мембран и каталитических систем
32. Технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения
33. Технологии создания электронной компонентной базы и энергоэффективных световых устройств
34. Технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и использования энергии
35. Технологии создания энергоэффективных двигателей и движителей для транспортных систем
36. Технологии снижения потерь от социально значимых заболеваний
37. Технологии энергоэффективного производства и преобразования энергии на органическом топливе
38. Технологии экологически безопасного ресурсосберегающего производства и переработки сельскохозяйственного сырья и продуктов питания

4 часа назад, Чрезвычайные ситуации и ликвидация их последствий Выделены средства на помощь пострадавшим от природных пожаров в Забайкальском крае Распоряжение от 29 апреля 2019 года №859-р. Из резервного фонда Правительства России выделяется 55,31 млн рублей на социальную поддержку пострадавших в результате природных пожаров в Забайкальском крае.

5 часов назад, Добыча, транспортировка, экспорт газа. Индустрия СПГ. Газификация Об инвестиционном проекте строительства морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Мурманской области Распоряжение от 26 апреля 2019 года №834-р. Утверждён план реализации инвестиционного проекта «Морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Мурманской области». Инвестиционный проект включает строительство двух плавучих хранилищ газа, вспомогательного причала и необходимой береговой инфраструктуры. Предварительная оценка стоимости реализации инвестиционного проекта – 70 млрд рублей. Срок реализации – 2023 год.

26 апреля 2019 , Государственная политика в сфере научных исследований и разработок Актуализирован устав Российской академии наук Постановление от 25 апреля 2019 года №496. В целях приведения устава РАН в соответствие с изменениями в законодательстве скорректированы цели деятельности, основные задачи, функции и полномочия академии.

26 апреля 2019 , Трудовые отношения. Социальное партнёрство в сфере труда Утверждён комплекс действий по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья Распоряжение от 26 апреля 2019 года №833-р. Предусматривается, в частности, распространение лучших практик по снижению производственного травматизма, стимулированию работодателей к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, внедрению здорового образа жизни в трудовых коллективах. Комплекс будет реализовываться совместно с Общероссийским объединением работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» и Федерацией независимых профсоюзов России.

23 апреля 2019 , Экологическая безопасность. Обращение с отходами Об изменениях в порядке ценообразования в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами Постановление от 13 апреля 2019 года №446. Принятые решения направлены на снижение платы граждан за вывоз ТКО, что особенно важно в тех регионах, где существенную часть платы составляют расходы на их транспортирование, обеспечение возможности пересмотра долгосрочных параметров регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО в случае соответствующего предписания контролирующих органов.

22 апреля 2019 , Деловая среда. Развитие конкуренции Утверждена новая редакция стандарта развития конкуренции в субъектах Федерации Распоряжение от 17 апреля 2019 года №768-р. Цель принятого решения – повысить эффективность работы региональных властей в области развития конкуренции.

22 апреля 2019 , Технологическое развитие. Инновации Утверждена Федеральная научно-техническая программа развития генетических технологий на 2019–2027 годы Постановление от 22 апреля 2019 года №479. Основные цели Программы – комплексное решение задач ускоренного развития генетических технологий, в том числе технологий генетического редактирования, создание научно-технологических заделов для медицины, сельского хозяйства и промышленности, совершенствование системы предупреждения чрезвычайных ситуаций биологического характера и контроля в этой области.

22 апреля 2019 , Жилищная политика, рынок жилья Установлены критерии, при условии соответствия которым застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства без использования счетов эскроу Постановление от 22 апреля 2019 года №480. Утверждены критерии, определяющие степень готовности многоквартирного дома или другого объекта недвижимости и количество заключённых договоров участия в долевом строительстве, при условии соответствия которым застройщику предоставляется право привлекать денежные средства участников долевого строительства без использования счетов эскроу по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 1 июля 2019 года. Цель принятого решения – обеспечить достройку жилых домов в тех случаях, когда завершить долевое строительство возможно по старым правилам, то есть без использования счетов эскроу.

22 апреля 2019 , Инвалиды. Безбарьерная среда О действиях по поддержке и развитию реабилитационной индустрии Постановление от 12 апреля 2019 года №436. Российским производителям инновационной продукции реабилитационной направленности будет возмещаться часть затрат на апробацию такой продукции с участием инвалидов. Принятые решения направлены на улучшение качества средств реабилитации отечественного производства.

22 апреля 2019 , Инвалиды. Безбарьерная среда Сокращены сроки обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации Постановление от 13 апреля 2019 года №443. В целях минимизации сроков обеспечения инвалидов, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи, техническими средствами реабилитации (TCP) серийного производства сроки рассмотрения заявления инвалида и обеспечения его ТСР сокращены до семи дней. Ранее эти сроки составляли 15 и 30 дней соответственно.

20 апреля 2019 , Высшее, послевузовское и непрерывное образование О бюджетных ассигнованиях на завершение строительства и реконструкции общежитий МГТУ им. Н.Э.Баумана Постановление от 16 апреля 2019 года №455. На завершение строительства комплекса общежитий в 2019–2020 годах выделяются бюджетные ассигнования в размере 1085,3 млн рублей. Это позволит создать дополнительно около 1350 мест в общежитиях для студентов.

19 апреля 2019 , Государственная статистика Актуализирован Федеральный план статистических работ Распоряжение от 10 апреля 2019 года №680-р. Цель принятых решений – оптимизировать состав статистических работ, выполняемых Росстатом и другими субъектами официального статистического учёта, повысить качество обеспечения информационных потребностей в официальной статистической информации, снизить отчётную нагрузку на респондентов.

18 апреля 2019 , Защитные меры во внешней торговле О защитных мерах в торгово-экономических отношениях с Украиной Постановление от 18 апреля 2019 года №460-25. Постановлением Правительства от 29 декабря 2018 года №1716-83 был введён запрет на ввоз на территорию России товаров, страной происхождения которых является Украина, либо перемещаемых через территорию Украины, и утверждён список таких товаров.

16 апреля 2019 , Национальный проект «Демография» О бюджетных ассигнованиях на поддержку семей при рождении детей на Дальнем Востоке Распоряжения от 13 апреля 2019 года №743-р, №744-р. В целях реализации федерального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» национального проекта «Демография» в субъектах Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ, из резервного фонда Правительства выделяется 3146,26 млн рублей для единовременной выплаты при рождении первого ребёнка, предоставления регионального материнского капитала при рождении второго ребёнка, ежемесячных выплат при рождении третьего и последующих детей.

16 апреля 2019 , Бюджеты субъектов Федерации. Межбюджетные отношения О предоставлении дотации Забайкальскому краю на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы Распоряжение от 11 апреля 2019 года №698-р. Забайкальскому краю направляются средства для обеспечения выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы.

16 апреля 2019 , Отдельные вопросы национальной обороны Об индексации в 2019 году отдельных выплат военнослужащим и сотрудникам силовых ведомств Постановление от 12 апреля 2019 года №435. Утверждено решение об индексации с 1 января 2019 года размеров страховых сумм, единовременных пособий и ежемесячных компенсаций отдельным категориям военнослужащих и приравненных к ним лиц на 4,3%.

16 апреля 2019 , Регулирование страховой деятельности О порядке возмещения ущерба за утраченное в результате чрезвычайной ситуации жильё с использованием механизма добровольного страхования Постановление от 12 апреля 2019 года №433. Установлен минимальный объём обязательств страховщика по риску утраты жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и утверждены правила расчёта максимального размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программ возмещения ущерба жилым помещениям с использованием механизма добровольного страхования. Утверждён порядок формирования списка налоговых расходов и их оценки Постановление от 12 апреля 2019 года №439. Установлено, что будет проводиться оценка целесообразности и результативности налоговых расходов.

15 апреля 2019 , Организация системы здравоохранения. Медицинское страхование Об изменениях в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов Постановление от 12 апреля 2019 года №440. В Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов внесены изменения, направленные на повышение доступности паллиативной медицинской помощи, а также на конкретизацию гарантий при прохождении гражданами профилактических медицинских осмотров, в том числе в рамках диспансеризации.

1

Прежде чем определиться с сущностной характеристикой таких терминов как "критическая технология" и "производственная технология", определимся с понятием "технология".

Термин "технология" впервые введен в 1772 г. профессором Геттингенского университета И. Бекманом для обозначения ремесленного искусства, включающего в себя профессиональные навыки и эмпирические представления об орудиях труда и трудовых операциях.

В Энциклопедическом словаре приводится следующая трактовка данного термина:

"Технология (от греч. techne – искусство, мастерство, умение и logos – слово) – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции; научная дисциплина, научающая физические, химические, механические и другие закономерности, действующие в технологических процессах. Технологией называют также сами операции добычи, обработки, транспортировки, хранения, контроля, являющиеся частью общего производственного процесса".

Большинство людей рассматривают технологию как нечто, связанное с изобретениями и машинами, например, полупроводниками и компьютерами. Чарльз Перроу, который много писал о влиянии технологии на организацию и общество, описывает технологию как средство преобразования сырья – будь то люди, информация или физические материалы – в искомые продукты и услуги. Люис Дейвис, писавший о проектировании работ, предлагает сходное широкое описание: "Технология – это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях" .

Задачи и технология тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на входе, в форму, получаемую на выходе. По словам Виланда и Ульриха, "машины, оборудование и сырье, конечно, можно рассматривать как компоненты технологии, но наиболее значимым компонентом несомненно является процесс, с помощью которого исходные материалы (сырье) преобразуются в желаемый на выходе продукт. По сути своей технология представляет способ, который позволяет осуществить такое преобразование".

Высокая значимость технологий в значительной мере определялось тремя крупными переворотами в технологии: промышленной революцией; стандартизацией и механизацией; применением конвейерных сборочных линий.

Критические технологии представляют собой научно- технические направления по обеспечению обороноспособности страны, безопасности населения и различных объектов. Среди них, например, безопасность атомной энергетики, биологические средства защиты растений и животных, быстрое возведение и трансформация жилья и т.д.

Термин "критические технологии" (critical technologies ) берет свое начало от так называемых критических материалов – 15 середине XX в. так назывались не производившиеся в США, но необходимые для эффективного функционирования экономики стратегические материалы, пятилетний запас которых должен был иметься в стране на случай возможных военных конфликтов. Буквальный перевод с английского слова critica – крайне необходимый, дефицитный. Однако во многих других языках, в том числе в русском, ему сопутствует негативный оттенок. Поэтому в ряде стран используют термин "ключевые технологии": например, во Франции – technologies cles, в Германии – Schlusseltechnologien .

Перечень критических технологий России – один из основных инструментов государственной политики страны в области развития отечественной науки и технологий. Его формирование предусмотрено таким документом, как Указ Президента РФ от 30 марта 2002 г. № Пр-576 "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу". Перечень критических технологий страны утверждается в соответствии с поручением Президента РФ от 17 апреля 2003 г. № Пр-655 о корректировке приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий РФ решениями Президента по представлению Правительства не реже одного раза в четыре года. Одновременно утверждаются Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 899 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации" выделяются следующие критические технологии и приоритетные направления.

I. Приоритетные направления развития науки, технологии и техники

  • 1. Безопасность и противодействие терроризму.
  • 2. Индустрия наносистем.
  • 3. Информационно-телекоммуникационные системы.
  • 4. Науки о жизни.
  • 5. Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники.
  • 6. Рациональное природопользование.
  • 7. Транспортные и космические системы.
  • 8. Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.

II. Критические технологии

  • 1. Базовые и критические военные и промышленные технологии для создания перспективных видов вооружения, военной и специальной техники.
  • 2. Базовые технологии силовой электротехники.
  • 3. Биокаталитические, биосинтетические и биосенсор- ные технологии.
  • 4. Биомедицинские и ветеринарные технологии.
  • 5. Геномные, протеомные и постгеномные технологии.
  • 6. Клеточные технологии.
  • 7. Компьютерное моделирование наноматериалов, наноустройств и нанотехнологий.
  • 8. Нано-, био-, информационные, когнитивные технологии.
  • 9. Технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом.
  • 10. Технологии биоинженерии.
  • 11. Технологии диагностики наноматериалов и наноустройств.
  • 12. Технологии доступа к широкополосным мультимедийным услугам.
  • 13. Технологии информационных, управляющих, навигационных систем.
  • 14. Технологии наноустройств и микросистемной техники.
  • 15. Технологии новых и возобновляемых источников энергии, включая водородную энергетику.
  • 16. Технологии получения и обработки конструкционных наноматериалов.
  • 17. Технологии получения и обработки функциональных наноматериалов.
  • 18. Технологии и программное обеспечение распределенных и высокопроизводительных вычислительных систем.
  • 19. Технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения.
  • 20. Технологии поиска, разведки, разработки месторождений полезных ископаемых и их добычи.
  • 21. Технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
  • 22. Технологии снижения потерь от социально значимых заболеваний.
  • 23. Технологии создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта.
  • 24. Технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения.
  • 25. Технологии создания электронной компонентной базы и энергоэффективных световых устройств.
  • 26. Технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и использования энергии.
  • 27. Технологии энергоэффективного производства и преобразования энергии на органическом топливе.

Производственные технологии это определенная совокупность и последовательность различного рода действий человека и машин для создания наиболее экономичных способов производства сырья, материалов, продукции или оказания услуг (ремонт оборудования и инструмента, транспортировка грузов и пассажиров, сбор и обработка информации ).