Кассетные магнитофоны ссср. Кассетные магнитофоны. Советские магнитофоны. Магнитофон кассетный: цены Кассетные магнитофоны с широким диапазоном

Магнитофоны вновь набирают популярность как альтернатива прочим аналоговым проигрывателям, что неудивительно на фоне довольно неожиданного компакт-кассет в моду. Конечно, формат всегда пользовался особым почетом в узких кругах экспериментальной электроники. Но с недавних пор на пленке начали выходить и релизы, занимающие верхние строчки мейнстримовых чартов.

Однако, ни для кого не секрет, что сегодня производители практически не уделяют внимания кассетным декам. Достаточно будет сказать, что нам не удалось найти на рынке ни одной современной модели непортативного проигрывателя. Но, к счастью, кассетный формат оставался популярным вплоть до конца 90-ых, и с тех времен осталось полно приличных и доступных по цене вариантов.

Разумеется, в основном их можно найти на Avito . Помимо этого, попытать удачу можно на Meshok или других схожих российских интернет-аукционах. Не стоит забывать и о западных площадках, вроде Ebay или Yahoo! Japan, но цены за доставку дек с этих площадок в большинстве случаев кусаются. Некоторые ритейлеры подержанных аудиосистем также продают магнитофоны, цена на них конечно будет чуть выше, но это компенсируется наличием гарантии, что явно не помешает при использовании винтажных моделей.

Приобретая магнитофон, следует помнить, что это довольно сложное механическое устройство, и чем больше ему лет – тем большая вероятность износа какой-либо из многочисленных деталей. Особенно актуален этот совет на фоне того факта, что даже новейшие модели, представленные в этом списке, датируются серединой 90-ых. Впрочем, здесь все зависит от ухода за аппаратурой – благодаря должному обращению, сохранить функциональность удалось многим дошедшим до нас винтажным моделям. В идеале, перед приобретением деки не помешало бы её протестировать, особенно если её нельзя будет вернуть в случае неисправности. Все, кто пользовался кассетными проигрывателями, знают, что они могут сотворить с кассетой при заедании или поломке.

Большинство самых популярных моделей магнитофонов было произведено в Японии, которая славится надежностью и ремонтопригодностью своей техники. Это объясняет наличие большого количества рабочих раритетных моделей на интернет-площадках, которые ничуть не сбавляют в плане звучания после реставрации, но существенно сбавляют в цене. Но, конечно, только если ремонт был выполнен в солидном специализированном сервисе. Ниже перечислено несколько достойных внимания подержанных моделей кассетных дек, широко представленных на сегодняшнем вторичным рынке.

Akai DX-57

Цена: ~7000-12000₽

Сейчас данная марка в основном известна в среде музыкантов благодаря широкой серии электронных инструментов, но раньше компания Akai специализировалось на магнитофонах, в том числе и на катушечных. Трехголовочный DX-57 пришел к нам из начала девяностых и оснащен ¼ дюймовым разъемом для наушников и регулятором тока подмагничивания для работы с разными видами пленки. Также стоит отметить, что в сравнительном тестировании, проведенном авторитетным изданием What Hi-Fi , он превзошел почитаемый многими аудиофилами Sony WM-DC6 Walkman Pro по всем показателям.

Denon DR-M24HX

Цена: ~9000₽

Спустя годы Denon всё ещё не потеряли своего статуса одного из наиболее надежных производителей аудиотехники. Хотя с момента выпуска Denon DR-M24HX в конце 80-х, компания больше известна благодаря стереоусилителям достаточно неплохого качества. Эта популярная среди ценителей кассетного формата модель может похвастаться тремя магнитными головками, возможностью полной ручной настройки и стабилизированным приводным механизмом. Системы шумопонижения Dolby B и C позволяют избавиться от характерного шипения во время прослушивания, а приводной ремень легко поддается замене и его без проблем можно найти онлайн.

Denon DRS-810

Цена: ~5000-9000₽

Более поздняя модель от той же Denon. Своим дизайном DRS-810 напоминает появившиеся к тому времени CD-плееры, что должно было прийтись по вкусу энтузиастам грядущей цифровой эры. Подобно CD-дискам, кассеты помещались в этот магнитофон горизонтально, и за процессом проигрывания нельзя было наблюдать через прозрачное окно в дверце кассетного отсека. Изначально эта модель шла в комплекте с пультом дистанционного управления, но сейчас их практически невозможно найти. Помимо этого, DRS-810 оснащена системами шумопонижения Dolby B и C, а также системой динамического подмагничивания с регулятором тока. Правда, последний не очень удобен в применении.

JVC TD-V662

Цена: ~8000-12000₽

Этот достойный представитель рода кассетных дек 1993 года выпуска не нуждается в излишествах вроде кассет на основе диоксида хрома или металлических порошков для достойного качества записи и звучания; он отлично показывает себя при работе с обычными кассетами на основе гамма-оксида железа, и станет идеальным вариантом для тех, кто планирует прослушивать с его помощью только кассеты с предзаписанной музыкой (т.е., кассетные релизы тех или иных исполнителей). Отсек для кассеты размещен в центре корпуса, что придает модели вящего стиля. Помимо привычного ¼ дюймового разъема для наушников и систем Dolby B, C и HX Pro, в конструкцию деки входит разъем CD Direct, обеспечивающий идеальное соотношение сигнала и шума во время записи. Ранее JVC считались одним из передовых представителей сферы видео- и аудиотехники, и до сих продолжают выпускать наушники, бумбоксы и видеокамеры. И, не исключено, что по прошествии лет магнитофоны этой марки сохранились лучше прочих аналогов.

Pioneer CT-S740S

Цена: ~13000-17000₽

Pioneer Japan имеет легендарную репутацию в плане качества своей техники. И время от времени компании удавалось выпускать не только надежные, но и прилично звучащие модели – как, например, CT-S740S. Впервые вышедшая в свет в 70-ые, она выдержала конкуренцию с магнитофонами Nakamichi, которые в то время считались эталоном кассетного мира. Снабженная Dolby S – вершиной систем шумопонижения, гарантировавшей максимальное качество кассетной записи – эта дека стала главной победой Pioneer над пленочным шумом. В силу культового статуса, CT-S740S редко появляется в продаже онлайн, но здесь всё зависит от терпения и удачи.

Sony TC-K611S

Цена: ~11000-15000₽

В своё время Sony не зарекомендовала себя как самый надежный производитель домашних кассетных проигрывателей. Но выпущенная в 1994 году TC-K611S стала одной из немногих удачных попыток компании заявить о себе на этом поприще. В данном случае для более высокого качества записи потребуются кассеты на основе диоксида хрома или металлических порошков. Таким образом, это не лучший вариант для тех, кто планирует использовать магнитофон исключительно для прослушивания. Но для энтузиастов домашней записи данная дека станет одним из лучших вариантов на рынке. Поспособствуют этим целям три магнитные головки, шумопонижение Dolby S и возможность дистанционного управления – опять же, если повезет раздобыть пульт.

Yamaha KX-300

Цена: ~5000₽

Материальный отголосок эпохи 80-ых, произведенный компанией, которая по прошествии лет осталась верна своему делу. Собранный в Японии KX-300 снабжен головками из аморфных металлов, обеспечивающих безукоризненное качество звука. Почтенный возраст этих магнитофонов зачастую может говорить о необходимости замены приводного ремня. К счастью, как показывает практика, их не так уж сложно найти и приобрести по приемлемой цене. Относительно простое устройство деки включает в себя две магнитные головки, весь набор систем шумопонижения и функцию удаленного управления. Но ключевой особенностью модели является система автоматической калибровки ленты, что позволит добиться наилучшего качества записи на кассеты любого типа.

Nakamichi BX-125E

Цена: ~10000-15000₽

Незыблемый гигант в сфере кассетных проигрывателей, компания Nakamichi когда-то выпускала модели с лучшим звуком в данной нише. В этом свете, день, в который CD-плееры окончательно пришли на замену магнитофонам, стал трагической датой для многих аудиофилов. Нельзя сказать, что BX-125E была наиболее выдающейся декой компании, но она являла собой сочетание проверенной временем репутации и солидного качества звучания. Бонусом к этому служит внешний стиль модели – чего стоят только ползунки на правой части панели. Вместе с тем, в плане дополнительных функций BX-125E не отличался от ближайших аналогов в сходном ценовом сегменте. Но в отличие от блеклого качества звука большинства кассетных проигрывателей, мелодии, разносящиеся из Nakamichi, действовали попросту окрыляюще.


Сейчас появилось мода восхвалять все, что было в Советском Союзе. Дошло до того, что на одном из сайтов вывесили картинки из сталинской книги о вкусной и здоровой пище, при этом топикстартер упорно утверждал, что именно так кормили советских людей в обычных столовых. Вспоминал я долго. Вспомнил как в советских столовых манную кашу разбавляли кипятком из под крана (даже не кипяченой водой), вспомнил липкие "ластики", которые почему-то звались пельменями, прекрасно помню как детьми мы покупали кофейный концентрат с сахаром и грызли его, так как со вкусными конфетами была "напряженка", правда, и концентрат потом исчез. Еще помню, что от советских продуктов питания я два раза лежал в больнице с дизентерией и один раз с гепатитом. Подобная ситуация была и с советской электроникой. Кто утверждает обратное - просто врет. Мне пришлось не только пользоваться советской электроникой, но и ремонтировать ее и даже кое-что конструировать самому. Конечно, попадались удачные и надежные экземпляры, но это была большая редкость.


Происхождение и элементная база

Как правило, все что разрабатывалось и выпускалось в Советском Союзе из бытовой электроники, копировалось с западных образцов. Воровался дизайн, принцип действия, оригинальные наработки. И это было бы не так уж и плохо, если бы мы умели хорошо копировать. Но проблема в том, что мы делали все это гораздо хуже, из говенных советских деталей и с большим опозданием. Кассетные деки существовали на Западе еще в 1970-е годы, одна из первых кассетных дек "Маяк" появилась где-то в 1984 году. В Совке не было нормальных двигателей под кассетники, поэтому в "Маяк" вставили огромный килограмма на три мотор от катушечного магнитофона. Стоит ли упоминать про то, как такой магнитофон рвал и вытягивал пленку в кассетах? Тех самых кассетах, что стоили как пять килограммов колбасы. Оставлял желать лучшего и лентопротяжный механизм, и головка записи и воспроизведения, и управление магнитофоном. И все же на фоне остального советского хлама, эта модель магнитофона была популярна и востребована ибо выбора не было.

Откройте крышку у этого "Маяка" и загляните внутрь. Самая большая плата внутри знаете какая? Ни за что не догадаетесь! Это плата переключение режимов (запись, воспроизведение, перемотка, стоп, пауза). Там, где на иностранном магнитофоне за все это отвечает одна микросхема (отсюда и надежность), в СССР на магнитофонах стояли огромные платы с кучей устаревших деталей. Обращаю внимание, что для примера я выбираю наиболее удачные, лучшие образцы советской электроники. А выпускалось всякое...

Вот тут мы и подходим вплотную к советской элементной базе. Практически каждый хоть раз задавался вопросом: "Почему в советском телевизоре куча разных радиодеталей, а в импортном за все отвечает одна средних размеров плата?" А вот это касается как раз советской элементной базы. Радиолюбительские схемы того же, к примеру, усилителя мощности разительно отличались от схемы "магазинного" усилителя мощности. Радиолюбительские схемы были компактны и содержали в себе в общем-то немного радиодеталей не в пример магазинным. Почему так? Ответ прост. Советские радиодетали не соответствовали элементарным требованиям. Радиолюбитель мог из десятка одинаковых деталей подобрать подходящую, на конвейере такой финт не проходил.

Например, у транзистора (триода) есть масса параметров. Один из основных - коэффициент усиления. Если взять два схожих транзистора советского и японского производства, то у японского этот параметр может равняться 170-180. Мне однажды повезло - разрешили разобрать на запчасти сломанный японский синтезатор. Синтезатору было лет 15. Старье по нормальным меркам, но каково было мое удивление, что половина деталей не имеет советских аналогов. В СССР их еще не изобрели. Потом я начал мерить коэффициент усиления этих старых транзисторов из синтезатора. Он оказался в пределах 173-178. То есть в пределах нормы. У аналогичного советского транзистора справочники выдают пределы коэффициента усиления 40-180. Если же замерять реальный коэффициент усиления этих советских транзисторов, то диапазон окажется 20-120. Расхождение в шесть раз и вообще не попадает в рамки нормы. А попадались мне и транзисторы с коэффициентом 0. То есть он как бы исправный, но не усиливает.

Вот из такого барахла и собиралась советская электроника. А схемы были громоздкими, потому что в нее включались множественные дополнительные цепи и каскады, призванные компенсировать низкое качество советских радиодеталей.
Тут еще один интересный нюанс. Все лучшее в СССР шло на «военнку», среднее - на производство, оставшийся хлам - в сферу народного потребления.

Знакомый в 1987 году покупает магнитофон "Комета-212". Через месяц приносит его ко мне - тихий звук по одному каналу. Копаюсь и нахожу неисправность - высох электролитический конденсатор. Конденсаторы - это еще один прикол советской элементной базы: устаревшие, с большими размерами и низкими параметрами, выпускает один завод на весь СССР в Ереване. Ну Вы поняли. Смотрю ради интереса другие детали магнитофона. Тенденция такая: магнитофон выпущен в 1987 году, радиодетали выпушены в 1983 году, радиодетали разработаны в 1969-1975 годах. Представьте, что Вы купили компьютер, а внутри разработки 18-летней давности! Добро пожаловать в Совок.

Радиоприемники

Пожалуй, самое удачное направление в советской электронике. С ностальгией вспоминаю такие экземпляры от советской промышленности, как "ВЭФ", "Спидола", "Рига" (все из Прибалтики), а "Океан-205" работает уже больше тридцати лет! Вы скажете: "Ага! Вот оно! Значит не все было так печально!". Увы, все было печально. Удачные приемники у нас были лишь потому, что для них не требовались современные радиодетали, можно было "лепить из того, что было" без потери качества.
До сих пор с уважением вспоминаю радиоприемник "Ишим". Здоровенный такой металлический ящик! Его главным достоинством было то, что он принимал диапазоны, недоступные обычным приемникам. Проще говоря, можно было слушать "Голос Америки" без глушилок. Но "Ишим" был промышленным приемником, если не военным. В магазинах он не продавался. Можно было только украсть.

Виниловые проигрыватели

Большинство, наверное, забыло, что главной проблемой советских проигрывателей было то, что они "запиливали" диски. Где-то к 1980 году советская промышленность нашла решение - стали закупать весь механизм в Польше. То есть получалась польская вертушка "Унитра" в советском деревянном корпусе и с советским корректором. Называлось это чудо "Вега-106". Характерная особенность: при воспроизведении диска ходить по комнате можно было только на цыпочках, так как от каждого неосторожного шага иголка начинала скакать по пластинке.

К концу перестройки, где-то к 1988 году отличилось НПО Новосибирска и стало выпускать достойные вертушки "Электроника". В них была хорошая механика и полностью отсутствовали электролитические конденсаторы производства Еревана. Но это едва ли не единственный случай, когда советская техника близко приблизилась к мировым стандартам.

Магнитофоны

Вот где раздолье для ностальгии почитателей совка. И ведь попадались достойные аппараты. До сих пор ностальгирую по "Комете-202", просто умиляюсь при виде "Ноты-М" (мой экземпляр падал с третьего этажа, падение чуть затормозили ветки деревьев, и после этого продолжал работать еще много лет), с уважением вспоминаю "Тембр". Однако спешу Вас расстроить. "Тембр" все же был профессиональным магнитофоном, и обычным совкам его было не купить. Другие вышеперечисленные магнитофоны - ламповые. То есть более-менее хорошо "слизывать" у Запада мы могли только тогда, когда позволяла, будь она проклята, элементная база. Дальше шел в основном хлам. Были удачные проблески, например, страшненький, но достаточно надежный "Ростов-102", симпатичная "Астра-110" (была еще "Астра-111", но в магазинах не встречал, только на картинке). Да, пожалуй, и все.

А как же "Олимп"? - просите Вы. Что могу сказать... "Олимпы" были у многих моих знакомых. И так же были вечные проблемы: неидентичность звука в каналах, отказ системы управления (помните одну микросхему в японских аппаратах?), вечное забивание головок грязью. И дело тут совсем не в советской магнитофонной ленте. Покупал тут себе "AKAI 636". Магнитофону 20 лет. Ставлю советскую катушку, потом другую, третью... И что странно, головка не забивается, лентопротяжный механизм в целом чист, грязь от пленки сыплется только на полочку перед магнитофоном. Так что дело не только в пленке.

Что же касается советской электроники, то я думаю, что Вам все понятно. За редким исключением, ничего путного в СССР не выпускалось.

Аудиокассеты в СССР. Как это было…

Появление аудиокассет и кассетных магнитофонов в СССР пришлось на мой подростковый возраст. Вот, казалось, совсем недавно я экономил на школьных завтраках, чтобы купить лишнюю катушку магнитофонной ленты, как на советский музыкальный рынок ворвались аудиокассеты, а также переносные кассетные магнитофоны на батарейках.
Филофонисты, обладатели хороших стационарных катушечных магнитофонов, смотрели на кассеты с презрением. Это был явный шаг назад в плане качества звука. А вот переносные катушечники, например, такие как «Орбита-1», «Комета-206» и т.п., были в одночасье похоронены. И поделом - своим обладателям они приносили больше беспокойства, чем удовольствия.

Забавно, но действительно качественных переносных кассетников так и не появилось у советской промышленности. Были удачные брэнды, за которыми охотились покупатели. В первую очередь это, конечно, линейка кассетников «Весна». За свои деньги они давали приличный в своем классе звук и довольно хорошую надежность. Позже появились неплохие клоны «Весны», такие как «Ритм» и в особенности «Соната». За надежность также ценилась линейка «Электроника», но сколько мне их не приходилось видеть, все они страдали глуховатым звуком при записи. Впрочем, речь не о магнитофонах, а о кассетах.

На территории Совка властвовала одна марка аудиокассет - это ордена Ленина, медали Сутулого знаменитые кассеты МК-60. Название расшифровывалось незатейливо - магнитофонная кассета длительностью 60 минут. Сделаны они были на основе оксида железа, и их качество оставляло желать лучшего. Стоили 4 рубля за одну кассету. Изредка попадались кассеты на основе хрома, они были заметно более высокого качества и дороже стоили. Впрочем, цена тут роли не играла, так как в руках мне их приходилось держать, и даже пару раз делать на них записи по просьбе счастливых обладателей этих кассет, но вот в продаже я их не встречал ни разу.

БЕГ ЗА СЧАСТЬЕМ

Впрочем, и за обычными аудиокассетами МК-60 приходилось побегать, в советских магазинах свободно они продавались совсем недолго. Когда я купил свой первый кассетник, то очень быстро мне стало не хватать той единственной кассеты, что прилагалась к магнитофону. Выкрутился я следующим образом: в течении недели ездил к открытию торгового центра, и когда двери магазина открывались - бегом бежал к прилавку.
Тут следует объяснить почему бегом. Дело в том, что в СССР товаров на всех не хватало, соответственно дефицит рождал коррупцию (причем поголовную) в сфере торговли. Помните Диму Семицветова из фильма «Берегись автомобиля», его роль гениально сыграл Андрей Миронов. Этот Дима зарабатывал тем, что перепродавал дефицит. В фильме это показано упрощенно, но примерно так оно и было. Когда товар поступал на склад магазина, то дирекция магазина и товаровед решали куда можно «двинуть» партию товара подороже, например, перекупщикам-спекулянтам. Остатки, если таковые имелись, делились продавцами - низовым звеном коррупционной цепочки. Что касается кассет, то такой мелочью директора и товароведы брезговали, продавцы брали себе не так много (только всем родственникам и знакомым), просто аудиокассет делалось недостаточно. И тем не менее кое-что перепадало и покупателям.
Итак!
1. Кассеты привозили в магазин не каждый день.
2. Большинство советских граждан ждали открытия в надежде разжиться чем-то более серьезным, например, цветным телевизором популярной марки.
3. Двери в магазине обычно открывали строго синхронно, поэтому оборону надо держать у той двери, которая ближе к отделу, где продаются аудиокассеты.
4. Надо быстро бегать.
В этот раз мне повезло, прибежал я где-то десятым. Поэтому на все имеющиеся 20 рублей купил пять новеньких аудиокассет МК-60 производства «Свема».

Кассеты просуществовали у меня недолго. То ли ролики в кассетах были кривые, то ли лента нарезана неровно… в общем, после одного-другого прослушивания, лента в них заклинивала. Кассеты приходилось «разминать», постукивать, но и это не всегда помогало. Решение было найдено такое: кассеты разбирались (точнее разламывались вдоль, так как советская промышленность половинки аудиокассет склеивала, а не скручивала болтиками, как принято во всем мире), по бокам вставлялись маленькие пластинки, чтобы увеличить толщину кассет, а потом аудиокассеты склеивались изоляционной лентой. Смотрелась такая кассета жутко, но какое-то время еще работала.

Но этим не исчерпывалось низкое качество советских аудиокассет. Пленка в кассетах часто «сыпалась», то есть осыпался рабочий слой, забивал головки. Кассета начинала скрипеть. Часто деформировался или вообще отваливался прижимной механизм аудиокассеты. Тогда его пытались делать самостоятельно, а иногда просто вместо него напихивали ваты.

РАЗМАГНИТИТЬ АННУ ГЕРМАН

Самое главное неудобство кассет производства СССР - они были длительностью 60 минут, при этом музыкальные альбомы обычно звучали 45 минут, иногда 90 минут. Проще говоря, кассеты длительностью 60 минут никак не подходили под нужные записи. А если учесть, что еще они были дефицитом…

К счастью, в СССР еще продавались готовые кассеты с записью. Не те, что можно было купить в студиях звукозаписи, а те, что продавались в магазине. Это кассеты МК-44. Длительность - 44 минуты. Обычно на них записывались те же песни, что можно было свободно купить на грампластинках, но дешевле. А сами эти кассеты за счет записи стоили дороже аналогичных чистых кассет.

Что приходилось делать? А очень просто - в отсутствии нормальных аудиокассет, покупались вот эти самые кассеты с записью, оригинальная фонограмма стиралась, а поверх записывалось то, что нужно. Эти кассеты были в продаже почти всегда, так как брали их неохотно из-за относительно высокой цены (имеется ввиду из расчета на минуту записи). Был у этих кассет и еще один плюс - они практически никогда не заклинивали в магнитофонах, видимо, потому что в них использовалось меньше магнитофонной ленты, либо лента была более толстой.
Все это было так по-советски: сделать кассету, записать на нее музыку, сделать к ней худо-бедно сносную полиграфию со списком песен и пустить в продажу, чтобы затем запись стерли, а список песен зачеркнули. Так и записывались, а затем размагничивались в массовом порядке записи Анны Герман, Льва Лещенко и многочисленных вокально-инструментальных ансамблей.

СПАСИБО ПОЛЯКАМ ЗА НАШУ СЧАСТЛИВУЮ МОЛОДОСТЬ

В один прекрасный день случилось невероятное - практически в один день в магазинах СССР появились импортные аудиокассеты. Да еще какие! От девяностоминутных «Сонек» и «Денонов» ломились полки. Сначала их покупали целыми блоками! На них записывали только самое дорогое и близкое сердцу советского гражданина - зарубежную музыку и русский подпольный блатняк. А потом советские МК-60 просто «умерли» для нас. Их перестали покупать. Совсем. Когда поняли, что японские аудиокассеты - это всерьез и надолго. До этого импортные аудиокассеты можно было купить только у спекулянтов по 25 рублей за кассету. Сейчас эти кассеты свободно продавались по 9 рублей. Оказалось, что со спекулянтами бороться легко, надо только победить дефицит.

Откуда появились эти аудиокассеты на территории СССР, да еще в таком количестве? Как ни странно, по этому поводу я слышал не множество слухов, как это обычно бывает, а только один, но из самых разных источников. И знаете, я склонен ему верить, думаю, что так оно и было. Хотя пусть каждый сделает вывод для себя самостоятельно. А слух был такой.

Польша традиционно закупала импортные товары и причем помногу. Но тут появился профсоюз «Солидарность», по стране прокатились забастовки, которые заметно подорвали экономику страны. И тогда Польша обратилась к руководству Советского Союза: «Мы тут контрактов кучу подписали, товаров импортных поназаказывали, а оплатить после всего этого не в состоянии. Перекупите наши контракты.». И СССР помог братской социалистической Польше. А на нашу Родину хлынул поток импорта, в том числе и аудиокассет. Как сейчас помню ряды американских сигарет в каждом продуктовом магазине. В музыкальных магазинах стопки импортных аудиокассет, за которыми нет очереди!!! Восемь видов фирменных джинсов в галантерейном магазине и ошалелый взгляд продавщицы, как бы говорящий: «Как же так? За что? Как жить без дефицита?». Ее можно понять, поступить в торговый институт было сложнее и престижнее, чем в любой технический ВУЗ.
Вот так польский пролетариат боролся за счастье советского человека.

Виктор Золотухин

Гордость и радость отечественного меломана конца прошлого века - кассетные магнитофоны - практически вышли из употребления с началом века XXI. Случилось бы это и раньше, но существовавшие с 1980-х годов компакт-диски могли быть записаны только в фабричных условиях. Но с появлением CD-R, когда каждый владелец компьютера мог записать диск с любимой музыкой в домашних условиях, аудиомагнитофоны перешли в категорию анахронизмов. Но спустя десятилетие начался новый, вполне закономерный процесс - техника, сохранившая достойный внешний вид и функциональность, обретает респектабельный статус ретро. Громоздкий магнитофон "Весна", покрытый облагораживающей патиной времени и окутанный флером ностальгии, кажется уже не старьем, а предметом, достойным музейной полки или места в частной коллекции.

Бобинный магнитофон - предтеча кассетного

Запись звука на магнитную ленту осуществлялась еще в девятнадцатом веке, а промышленное производство бытовых магнитофонов было освоено в 1940-х годах.

Постепенно технология записи была поднята на очень высокий уровень, но об удобстве использования говорить не приходилось. Громоздкие тяжелые приборы было затруднительно передвинуть с места на место, а во включенном состоянии бобинный магнитофон был совершенно нетранспортабелен. Бобины, на которые наматывалась магнитная лента, тоже не отличались компактностью, к тому же требовали от слушателя утомительных манипуляций всякий раз, как лента была прослушана до конца.

Рождение кассетников

Устранить этот недостаток были призваны кассетные магнитофоны. Появлению магнитных компакт-кассет (так они тогда назывались) мы обязаны фирме Philips, представившей эту свою разработку еще в 1963 году.

Теперь полтора часа музыкальных записей можно было носить в кармане. А чтобы прослушать вторую сторону, достаточно было вынуть кассету из магнитофона, развернуть и поставить обратно (впоследствии появились плееры, которые не требовали даже этого действия).

Уменьшился и размер магнитофона. Помимо стационарных моделей, появились портативные устройства на батарейках. Любимую музыку можно было слушать вне дома!

Борьба с шумами

Недостатком кассетных магнитофонов долгое время оставалось качество звука. Меньшая, в сравнении с бобинными собратьями, ширина ленты и скорость ее протяжки определяли шумность звука, делавшую мелодии малоразборчивыми. Решение нашел в 1969 году Рэй Долби, придумавший методику подавления шумов за счет внесения в запись искажений, которые будут нивелироваться при воспроизведении, благодаря чему звук становится относительно чистым.

Еще лучше зазвучали кассетные магнитофоны с появлением новых типов магнитной ленты с покрытиями на основе диоксида хрома и металлопорошковых технологий. Теперь кассетники могли предложить звук, качество которого устраивало не слишком взыскательных меломанов и годилось для бытовой звукозаписи. Взыскательные меломаны слушали пластинки, а по-настоящему важные записи все же делались на бобины.

Родственные устройства

Возможно, не все знают, что многие устройства, называемые в быту магнитофонами, таковыми вовсе не являются. Магнитофон - устройство "все в одном", которое может само записывать и воспроизводить звук. Близкими к нему являются:

  • Магнитофон-приставка (дека). Записывает звук и проигрывает кассеты, но для прослушивания записей его нужно подключить к внешнему усилителю и динамикам либо воспользоваться наушниками. Примером может служить магнитофон кассетный "Маяк-233".
  • Проигрыватель (плеер) умеет только воспроизводить запись. Плееры стали очень популярны после успеха компактного Sony Walkman.
  • Магнитофонная панель встраивалась в другие устройства: магнитолы, музыкальные центры.

Разновидности магнитофонов

Рынок магнитофонов был очень широк и неоднороден. Огромный ассортимент можно классифицировать по нескольким основаниям.

По качеству звучания выделяют обычные магнитофоны, HiFi (высокое качество звука) и HiEnd (высочайшее качество) технику. HiEnd магнитофоны появились на закате эпохи магнитных лент и оказались маловостребованными: меломаны как раз переходили с пластинок на CD.

Советские магнитофоны, как и прочая радиоэлектроника, подразделялись еще и на классы сложности: от нулевого (самого высокого) и далее. Класс сложности - это не только качество материалов и сборки, но еще и дополнительные возможности устройства.

По степени мобильности магнитофоны бывают стационарные и переносные. Среди кассетных магнитофонов большей популярностью пользовались переносные, хотя по качеству звучания они, как правило, уступали стационарным.

По характеру звучания выделяют моно- и стереофонические магнитофоны. Ради компактности портативные магнитофоны нередко делали монофоническими с одним динамиком. Таков был магнитофон "Весна-202".

По количеству скоростей протяжки магнитной ленты выделяли одно- и двухскоростные. Функция удвоенной скорости была полезна для сокращения времени копирования записи с кассеты на кассету.

Отдельно следует выделить появившиеся в 1977 году цифровые магнитофоны. Дорогие редкие приборы на короткое время заняли определенную нишу в сфере профессиональной звукозаписи.

В СССР выпуск кассетных магнитофонов был налажен несколько позже, чем на Западе, примерно в семидесятых годах прошлого века. Зато ассортимент не уступал зарубежному. Десятки предприятий по всему Союзу выпускали сотни разных моделей. От компактных монофонических "игрушек", вроде "Весны-309", до заслуживающих уважения надежных и приятных на слух устройств, к которым относился, например, кассетный магнитофон "Комета-225".

Производились в Советском Союзе и кассеты. Но если среди проигрывателей можно было выбрать вполне достойную модель, то качество отечественных кассет вызывало у тогдашних меломанов только отрицательные эмоции. Плохой звук, ломкая неремонтопригодная механика, короткая продолжительность записи на одну сторону - все это заставляло искать средства на импортные аналоги. В то время можно было приобрести кассеты фирм TDK, BASF, Maxell и некоторых других, но стоили они по меньшей мере вдвое дороже отечественных.

Зарубежная продукция в СССР

Кассетный магнитофон Sony, Panasonic, Philips или Sharp были мечтой советского потребителя. Вещь статусная и качественная стоила запредельных денег и доставалась с большим трудом, поскольку в широкую продажу не поступала. Если отечественный магнитофон стоил до нескольких сотен рублей, за импортный обеспеченные граждане готовы были отдать больше тысячи.

За что люди платили такие деньги, если, как говорилось выше, советская промышленность тоже выпускала вполне приличные модели? Во-первых, среди магнитофоном родом из СССР хорошим звуком отличались главным образом стационарные модели. Портативные же изделия не шли ни в какое сравнение с зарубежными аналогами. Более того, импортные переносные кассетники были намного легче даже самых скромных по габаритам (и убогих по звучанию) разновидностей "Весны".

Вторым важным фактором, по которому кассетные магнитофоны из Японии и Европы обыгрывали продукцию советской электротехнической промышленности, были дизайн и эргономика. Отечественная потребительская электроника внешне мало отличалась от технического оборудования из какой-нибудь научной лаборатории или заводского цеха. Запад же в этой области давно пошел другим путем: то, чем пользуется человек, должно быть удобным и приятным на вид.

Копирование звукозаписей

Одним из важнейших плюсов магнитофона является возможность сделать аудиозапись в домашних условиях. Магнитная лента дала людям возможность сохранить голоса близких и друзей, делать диктофонные записи, а еще копировать профессиональные фонограммы. Конечно, каждая новая копия уступала качеством исходнику, от чего голоса и мелодии со временем становились почти неузнаваемыми, но для своего времени это был огромный прогресс.

Копирование магнитных лент осуществлялось еще на бобинных магнитофонах: для этого было нужно два устройства и соединительный кабель. Примерно так же копировали и кассеты до тех пор, пока не появились двухкассетные магнитофоны. Зарубежные двухкассетники изначально проектировались, чтобы сделать копирование кассет максимально удобным. Как пример можно привести оснащенную функцией синхронного старта воспроизведения и записи модель RX-FT510 фирмы "Панасоник".

Кассетный магнитофон использовался для копирования записей не только в личных целях, но и в коммерческих. Аудиопираты обычно собирали конструкцию из нескольких дек, позволяющую записывать одновременно полдюжины кассет.

Кассетный магнитофон – это электромеханическое устройство. Оно предназначено для записи различных звуков, песен, концертов на магнитные носители. Ими могут быть лента или проволока, барабаны или диски и прочие. Магнитофоны разделяются на звуковые (те, которые предназначены для записи звука) и на записывающие видеосигнал. Последние называются видеомагнитофонами. В данной статье представлена информация о кассетных магнитофонах в СССР. Какими же они были?

Портативный кассетный магнитофон «Электроника-302»

Этот магнитофон производился в СССР вплоть до 1984 года. Основным заводом, выпускающим устройство, был московский «ТочМаш». Кассетный магнитофон СССР был предназначен для записи и воспроизведения звука при помощи магнитной ленты. Такая лента чаще всего содержалась в специальных кассетах, благодаря которым устройство и получило свое название.

Магнитофон «Электроника-302» является усовершенствованной моделью «Электроники-301», отличаясь от своего «предка» немного другими ползунковыми регуляторами и усовершенствованным внешним видом. Устройство было не таким уж легким, его вес составлял 3,5 килограмма, что не мешало советской молодежи сходить по нему с ума: ведь машинку можно было взять с собой на пикник и долго слушать свои самые любимые песни.

Кассетный магнитофон «Весна»

На заводе «Коммунист» в начале 70-х годов прошлого века подготовили к производству хороший портативный кассетный магнитофон. Однако его выпуск почему-то не спешили начинать. И тогда в 1971 году Запорожский электромашиностроительный завод «Искра» начал выпускать более упрощенную модель под названием «Весна-305». На следующий год запустили в оборот ее преемницу – «Весну-306». От своей предшественницы первые кассетные магнитофоны СССР «Весна-306» отличалась только двухскоростной лентой, в то время как на 305-й модели была односкоростная.

Преимуществами «Весны» было низкое потребление двигателями тока, что позволяло экономить электроэнергию. Также этот магнитофон мог переключать скорость передвижения ленты электрическим путем. Таким образом, был упрощен механизм работы устройства. Также в моделях «Весна» лучше и стабильней работал лентопротяжный механизм. Кассетный магнитофон так полюбился советским жителям, что, собираясь в дорогу, они обязательно брали его с собой. В походах, на пикниках и на речке он сопровождал своих хозяев веселой и задорной музыкой.

Кассетный магнитофон «Романтик»

Этот магнитофон обзавелся отсеком для кассет лишь в 80-х годах. Иметь такое устройство в те времена считалось очень почетно: в основном, его использовали для того, чтобы слушать музыку во дворе. Владелец «Романтика» автоматически становился звездой двора, с ним все хотели дружить, чтобы иметь возможность попросить поставить любимую песню.

Самый первый кассетный магнитофон в СССР из этой серии – «Романтик-306». Это устройство весило 4 килограмма 300 граммов и отличалось прочностью и надежностью. А вот его преемник «Романтик-201-стерео» весил уже 6,5 кг, но зато отличался очень качественной акустической системой. Был выпущен в производство в 1984 году. Последний «Романтик» выпустили в 1993 году.

Надежный «Маяк»

Советские кассетные магнитофоны «Маяк» сошли с конвейера одноименного киевского завода. Очень популярной была модель «Маяк-233-стерео». Ее производство было начато в 1988 году. Модель отличалась своей красотой и удобством. Передняя панель устройства была сделана из толстого алюминия, у магнитофона были металлические кнопки. «Маяк» мог похвастаться наличием усилителя мощности, что позволяло, подключив колонки, добиться акустического звучания. Он умел работать с тремя типами ленты, и при завершении прослушивания кассеты автоматически останавливался.

Впервые стандарт аудиокассет появился в мире в 1963 году в Японии, затем в США и Европе.

Первые залетные магнитофоны с аудиокассетами в СССР появились в середине 60-х, как заграничная диковинка.

С налаживанием выпуска отечественной аудиотехники к концу 60-х появились и советские аудиокассеты, но до конца 80-х купить «импортную» магнитофонную кассету в СССР было проблематично, но все же возможно.


Производство советских кассет началось одновременно с выпуском кассетных магнитофонов, по историческим данным в 1967 году.

Харьковский завод «Протон» изготовил первую советскую магнитофонную кассету в 1967 году, а затем отечественный кассетник официально сошел с конвейера этого завода в 1969 году и назывался «Десна».

Кассета была предназначена для аудиозаписи и называлась «кассета малогабаритная», временем звучания на 40 минут и стоимостью 4 рубля 50 копеек.

На всех советских аудиокассетах стояло обозначение МК (Магнитофонная кассета) и указывались время звучания и номер модификации, например МК-60-1 или МК-60-2.

С музыкальными записями магнитофонные кассеты в СССР выпускались на Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия» и также в бывших советских республиках Прибалтики.
Сырье, то есть ленту для советских аудиокассет, закупали из стран восточной Европы, в том числе из ГДР.

В СССР мы долгие годы не имели возможность произвести качественную запись на отечественных магнитофонных кассетах вплоть до начала 80-х годов. Хотя стерео-кассетники уже выпускались в СССР с начала 70-х годов, но были товаром «нарасхват».

Кроме того, стерео-кассетники и аудиокассеты к ним в СССР были невысокого качества. Можно было приобрести импортную продукцию в магазинах Внешпосылторга и в комиссионках, а также с рук у «фарцовщиков», но это были очень небюджетные траты, которые далеко не каждый честный гражданин СССР мог себе позволить.

Впервые «выбросили» на советские прилавки импортные аудиокассеты в 80-м году в год Олимпиады. Цена их была более чем в два раза выше стоимости советской аудиокассеты.

К примеру, аудиокассета SONY продавалась по 9 рублей. Но их тогда, по словам очевидцев, «смели» с прилавков любители хорошей музыки и, конечно, «фарцовщики», придержав товар, они сумели продать его еще дороже чуть позже.

Бум магнитофонных кассет в СССР пришелся на 80-е—90-е годы, когда тиражирование пиратской аудиопродукции приносило огромный доход, значительно больший, чем отечественному издательскому шоу-бизнесу.

Продажа велась во всех кооперативных магазинах, ларьках, на вокзалах. СD носители, появившиеся на закате СССР в начале 90-х, первое время еще не могли конкурировать с огромным количеством раскупаемых аудиокассет.

Кассеты не исчезли как класс и в наши дни, до сих пор многие бережно хранят свои аудиозаписи еще «постсоветского» времени, имея возможность их воспроизведения в старых аудио магнитофонах и даже магнитолах в автомобилях прошлого поколения.

Виктория Мальцева