Мощный стереоусилитель. Усилитель звука для дома: что нужно о нем знать. Интегральный усилитель Yamaha A-S201

Современный меломан отдаст полцарства за хороший усилитель, если, конечно, оно у него имеется. Казалось бы, вот тебе активные компьютерные колонки — подключай источник и наслаждайся. Однако катарсиса не выходит… — звук-то выходит посредственный… И тем кто никогда не слышал, как играет hi-fi аппаратура, даже сложно объяснить насколько. Благо любители хорошей музыки сейчас все более продвинутые, да и за толковую электронику просят не королевское наследство.

Что же такого волшебного делает усилитель звука для колонок, раз считается сердцем аудиосистемы? Среди миллиона различных ответов напрашивается самый очевидный. Он увеличивает мощность сигнала. Не секрет, что любая информация в современной технике передается, преимущественно, с помощью электрических колебаний. И цифровое, и аналоговое устройства производят работу только получив информацию на свой блок с соседнего, или с другого аппарата. Так и дружат.

На выходе проигрывателя электрические колебания всегда очень слабые, и хоть содержат всю необходимую информацию для воспроизведения, не способны совершить серьезную работу. Ни для одного уважающего себя динамика такой шёпот неприемлем. Каждая колонка, каждый ее динамик ждут адекватного питания и, подключенные к передающему музыку МОЗГУ, «голодают». В таких условиях они звучат невнятно и невыразительно.

Вот тут на выручку и приходит наш герой — усилитель мощности звука. Хороший усилитель обогащает, подготавливает звук для акустики и, подключенный к электросети, заражает своей энергией колонки через линейные выходы. Как говорится, начинается уже совсем другая песня.

Без сомнения, двадцать первый век вносит свою лепту в увеличение машинного разнообразия: усилители сейчас стали сильно непохожими друг на друга. Тем не менее, можно составить довольно удобоваримую классификацию, которая поможет лучше в них ориентироваться.

Виды усилителей

Итак, есть три типа такой аппаратуры, которая делает аудио мощнее и громче:

Предварительный. Если устройство, например, такое как микрофон имеет дело с плохим источником звука – усилитель обрабатывает и улучшает информацию о нем, добавляя мощность.

Оконечный. Собственно, занимается только своими прямыми обязанностями — усиливает звук. Можно увидеть в студиях звукозаписи среди прочего профессионального оборудования.

Интегральный. Микс двух предшествующих. Самая распространяя система из доступных в магазинах. Как любое комбинированное решение дает несколько сниженное качество звучания по сравнению со специализированными усилителями. Но выигрывает в цене и универсальности.

Различают аппаратуру и по способу передачи сигнала:

Аналоговый усилитель. Работает с электрическими колебаниями, которые получает от проигрывателя, увеличивая их энергетические характеристики. Для подключения к цифровой технике требуется соответствующий преобразователь.

Цифровой усилитель. Преобразует на выходе цифровой сигнал в аналоговый, «понятный» колонкам и добавляет ему мощности.

Классы усилителей

По разному работают и транзисторы — повышающие силу сигнала элементы внутри усилителя. Их видовое разделение по этому признаку настолько многообразно, что проще ориентироваться лишь на самые основные и принципиальные отличия. Лучше — не углубляясь в тонкости функционирования радиодетали и не объясняя ее устройство обратить внимание на эксплуатационные характеристики свойственные соответствующим классам.

Усилители класса А, В, АВ, Н и прочие их производные. Хоть и отличаются временем и степенью открытия транзисторов для пропускания тока в цепь, действуют принципиально одинаково. Главная проблема для всех аппаратов этого типа, возникающие в начальный момент пропускания тока, нелинейные искажения входного сигнала. Все в конструкции этого типа техники направлено на борьбу с ними. Что приводит к уменьшению КПД и серьезному нагреву. Отсюда вытекает серьезный рост размеров с повышением мощности — для большого устройства, и зажатость звучания от ее недостатка — если устройство маленькое. Класс А считается самым точным и наименее подверженным помехообразованию и, как результат, обладает наименьшей производительностью.

Усилители класса D. Транзисторы в них работают как ключи, открываются мгновенно и сразу пропускают ток. И это приводит к полному отсутствию нелинейных искажений. Коротко говоря, этот тип усилителей полная противоположность предыдущему семейству. Выигрывая в КПД, они плохо себя проявляют, при воспроизводении звукового диапазона, что особенно заметно в области высоких частот. Для тех, кто ищет компактный усилитель в автомобиль — этот класс может быть особенно интересен.

Также отличаются эти устройства не только по назначению, но и по исполнению.

На интегральных микросхемах. Что называется, дешево и почти сердито. Играет цветасто, бравурно и громко. Но недостает полноты картины, не хватает глубины и мягкости. На случай, если вы любите только парады и марши. Благодаря компактной элементной базе легко помещаются в небольшой корпус. Часто используются как сбалансированное решение для автомобиля. Среди таких аппаратов часто встречаются, так называемые ресиверы, выполняющие ряд сопутствующих функций. Например, в них могут быть интегрированы вай-фай и блютуз модули. Одним словом, бурно развивающееся направление. Существуют и дорогие модели с удивительным звучанием, относящиеся к hi-end классу.

На транзисторах. Отработанная и проверенная технология. Звук зависит от качества транзисторов. Современные радиодетали позволяют добиваться при воспроизведении минимума искажений, богатства нюансов с легкостью отыгрывая и динамичные композиции. Попадаются даже экземпляры, которые звучат совсем нежестко, по-домашнему. Все они довольно универсальны. Могут работать с любой акустикой. Хотя тут не все однозначно. Класс А выдает самый богатый диапазон, но проседает по КПД и мощности, более требователен в подборе акустики. Системы классов В или D менее привередливы. Им по зубам колонки с низкой чувствительностью. При этом не будет чувствоваться зажатости, замкнутости динамического диапазона.

Ламповые. Их часто выбирают ценители. Воспроизведение теплое и естественное. Идеально передают тембр голоса и способны раскрыть всю звуковую палитру играющего инструмента. Лучше всего показывают себя в тандеме с мягкими динамиками на основе бумаги или подобного по механическим свойствам материала.

Гибридные. В последнее время особенно популярны. Здесь лампы обрабатывают входной сигнал, а накачкой колонок занимаются усиливающие каскады на транзисторных схемах. Союз «меча и орала» придает игре теплоту, без ущерба КПД и позволяет точно управлять акустикой. Им по силам «раскачать» тугие колонки с хорошими низами.

Надо оговориться, что в этой номенклатуре присутствует тавтология, которая закрепилась исторически. Среди перечисленных выше разрядов усилителей основной и главной единицей все равно остается транзистор. Просто исполнен он различно. В аппаратах на интегральных микросхемах — транзисторы плотно упакованы в крошечном кусочке кремния, в ламповых — это отдельные триоды в стеклянной колбе. Но в общем, несмотря на то, что все эти устройства собраны из одинаковых по сути, но по-разному исполненных элементов, транзисторными называют лишь те, в которых они представляют собой отдельную полупроводниковую деталь. Кстати, в сети встречается ошибочная формулировка «усилитель звука на транзисторе», которая неверна уже потому, что транзисторов в современном усилителе много, как минимум один на каскад.

Выбор усилителя, учитывающий характеристики колонок

Выбрать хороший аудиоусилитель для дома, отвечающий современным требованиям и соответствующий собственным желаниям дело нетривиальное. Это, в какой-то мере, даже инженерная задача. Нужно учесть характеристики проигрывателя и колонок, которые будет использоваться вместе с усилителем. А также учесть размер и акустику помещения, где будет располагаться и играть музыкальное оборудование. И вдобавок, предстоит определиться с затратами, установив доступную для себя планку качества.

На что же нужно обращать внимание? Можно выделить несколько важных моментов:

Прежде всего стоит оценить уровень интермодуляционных и переходных искажений. Эти значения производители указывают редко и их наличие в паспорте говорит о серьезном подходе к делу. У самых лучших образцов первая величина не превышает одного процента. У устройств для дома достаточен показатель не больше трех.

Показатель сигнал/шум. Это когда вы выкручиваете регулятор громкости усилителя до конца и сравниваете величину помех с амплитудой выдаваемого полезного сигнала. Чем выше цифра, тем чище будет звучание.

Частотный диапазон. Чем он шире, тем лучше. Особенно хорошо если этот диапазон уходит в не воспринимаемую человеческим ухом область — это гарантирует работу без помех в слышимой. Разумеется, при прочих равных.

Следует обязательно учесть чувствительность и сопротивление колонок, с которыми предстоит работать усилителю. Акустика с малой чувствительностью требует более мощного аппарата. Меньшее сопротивление колонок, чем расчетное для усилителя, может вызвать короткое замыкание и выход из строя всей аудиосистемы. Большее же, хоть и не опасно, при большой разнице заметно уменьшит громкость проигрываемой музыки.

Система усилителя должна быть двухполосной для возможности воссоздания стерео. А подключать сабвуфер к четырехполосной. Хотя для басовика, лучше подойдет дискретный моноусилитель.

Возможные варианты

Чтобы проще было разобраться в многообразии звукоусилительной техники можно рассмотреть конкретные модели, которые очень хорошо зарекомендовали себя на рынке и в среде любителей музыки. Безусловно, каждый усилитель служит для увеличения мощности звука, но помимо этого, еще привносит в исполнение музыки свою свойственную только его модели изюминку. Это надо помнить. И всегда придерживаться главного правила при покупке любого аудиоустройства: слушать, слушать и еще раз слушать. Именно собственное восприятие звука — это то, на что прежде всего нужно ориентироваться.

  • Хорошая мощность
  • Создает широкое и объемное звуковое пространство
  • Есть фонокоректор и считывающая ММ-головка, для любителей винила
  • Есть функция автоотключения

  • Отсутствие регулятора баланса
  • Пластиковые разъемы линейных выходов
  • Уровень шума несколько выше чем в других похожих системах

Интегральный усилитель от легендарного мультимедийного бренда. Он самый недорогой в линейке, но в нем присутствуют те же уникальные технологии, что и в старших моделях. Сто ватт на канал – это порядочное усиление, и такая мощность вполне достаточна для любых колонок. Хорошо себя показывает при воспроизведении сложных музыкальных композиций. Диапазон подходящей музыки от симфонической – до, контрастирующей — репа. Усилитель сохраняет первозданное звучание лишь слегка и приукрашивая его только в пользу.

Звук прямой и притягательный, конструкция надежная, строгая и лаконичная внешность. В целом, отличный экземпляр за свои деньги.


  • Наличие Bluetooth. Возможность транслировать музыку по радиоканалу с телефона или на колонки.
  • Воспроизведение по USB и с MicroSD-карт
  • Винтовые разъемы для акустики
  • Небольшие размеры
  • Невысокая цена
  • Внешний блок питания
  • Не очень большая мощность

Интересный маленький усилитель класса D с поддержкой беспроводной сети по протоколу Bluetooth. Особенно хорошо воспроизводит высокие частоты, но и низкие тоже вполне достойные. Чистый и очень подробный звук. На выходах каждого из двух каналов по 30 ватт в расчете на сопротивление колонок в 4 ома. Корпус из алюминия с очень приятной текстурой, крепкий и миниатюрный. Хорош для не сильно мощной акустики. Достаточен для средних размеров комнаты.


  • Реальная мощность ниже заявленной (максимум 10 ватт на канал, хотя производитель указывает – 50, не оговариваясь, что это пиковая)
  • Несколько завышенная цена

Несмотря на невысокий коэффициент усиления справляется с довольно серьезными колонками. Хотя хорошо играет лишь на половине своей мощности (в районе 4 ватт на канал). При таких условиях и с приличной аппаратурой звук хорош, помехи минимальны, а широта воспроизводимых частот более чем удовлетворительна.

Заключение

В приведенных примерах рассматривались лишь устройства класса D, как наиболее современные и подходящие для домашнего использования. Они имеют невысокую стоимость и дают полноценную звуковую картину. А потому рекомендуются любителям и обычным пользователям, желающим расширить свой музыкальный опыт.

Благодаря различным усилителям звука можно создать идеальную моно- или многоканальную стерео систему для использования как в квартире, так в коттедже или вилле. В этой статье мы предлагаем руководство выбора, благодаря которому можно выбрать подходящий усилитель звука для колонок, исходя из его качественных характеристик и ценовой категории.

Идею создания и объединение классической стереосистемы с отдельными составляющими, можно посчитать на первый взгляд необычной и странной. Казалось бы достаточно простого динамика блютуз или вай-фай. Однако те, кто хочет добиться хорошего звучания, необходимо сравнить для начала простой громкоговоритель Bluetooth со стереосистемой с отдельными усилителями. В таком случае можно понять разницу. Хорошая система стоит многого: увеличивается динамика, глубина и амплитуду звука.

При покупке акустической системы, необходимо понимать, что будет несколько источников звука. Все это вне зависимости от того, как вы собираетесь прослушивать музыкальные композиции: через аудио плеер, смотреть кинокартину или погружаться в мир компьютерных игр. Самое главное при этом, чтобы звук был на высоте. Единственной проблемой, с которой можно столкнуться — различные аппараты имеют различную мощность и выходной аудиосигнал.

Помимо этого, палитра частот так же может отличаться. Например, хорошая колонка может не давать хороший звук, а в некоторых случаях он становится неполным и интегрированным. Поэтому чтобы все привести к единому алгоритму, качеству и мощности применяют усилители мощности звука. Такое устройство позволяет контролировать звук, выбрав систему с хорошей акустической системой. Все это координирует систему и помогает прослушивать музыку в хорошем качестве. Приборы необходимо заранее подключить к источнику звука с помощью различных разъемов.

Установка включает: динамики и усилитель звука на транзисторе, позволяющий увеличить частоту звука.

Виды усилителей звука

Усилитель звука для колонок может работать на различных принципах. Рассмотрим разновидности усилителей:

1. Комбинированный усилитель . Это своего рода комбинация нескольких устройств, совмещенных в одном аппарате. Такой прибор способен выполнить функции как мощностного, так и предварительного устройства.

2. Предварительный усилитель . Такие аппараты снабжены специальными устройствами, XLR портами, позволяющие подключить приборы на большом расстоянии. Такие устройства подойдут для использования в ресторанах, барах и других учреждений. Для домашнего использования — излишни. Главной задачей этого устройства — собирать звуковые источники и отправлять сигналы на усилитель мощности. Некоторые разновидности позволяют одновременно слушать запись и записывать ее.

3. Мощностной усилитель . На первый взгляд, такой прибор довольно простой. Внутри аппарата находятся трансформаторы звука. Такие усилители для акустики относят к самым дорогим.

4. Ламповый усилитель . Многие выбирают такие приборы за счет качества звука. Но минусы таких приборов в том, что приборы достаточно капризны и не все пользователи смогут возиться с ними ради возможных преимуществ. Поэтому оценить достоинства таких приборов смогут только настоящие гуру музыки. Простым пользователям стоит обратить внимание на другие устройства.

5. Цифровой усилитель мощности звука — это сочетание идеальных пропорций цены и выходной мощности. Сегодня такие аппараты используют в основном для домашних кинотеатров. Производят их такие компании как Панасоник, Sharp и Sony. Относятся устройства к классу D, что означает наличие широтно-импульсной модуляции. К основным плюсам аппарата относят конструкцию, которая не нуждается в охлаждении. Благодаря таким технологиям можно сконструировать сверхмощный цифровой усилитель.

Характеристики усилителя

Перед тем, как выбрать идеальную стереосистему и подобрать усилитель звука для колонок, необходимо учесть несколько фундаментальных факторов. К покупным характеристикам относят:

  • бренд производителя;
  • гарантия;
  • стоимость.

Технические характеристики усилителя звука:

  • подаваемая мощность;
  • число усилительных каналов;
  • коэффициент искажений;
  • соотношение сигнала/шума;
  • диапазон частот.

К дополнительным характеристикам усилителей относят:

  • перекрестные шумы и помехи;
  • скорость нарастания выходного напряжения;
  • коэффициент интермодуляционных искажений.

Также не лишним будет изучить и учесть при выборе такие характеристики:

  • масса прибора.
  • габариты и размеры;
  • максимальная потребляемая мощность;
  • напряжение питания.

Как правильно выбрать усилитель для колонок?

Первый параметр, на который нужно обратить внимание при выборе устройства — подаваемая мощность . Этот показатель напрямую связан с объемом, который обеспечивает колонки. Чтобы получить «более высокий» объем, можно увеличить мощность, либо просто выбрать более чувствительный динамик. Достаточно 25 или 30 ватт.

— показатели надежности и безотказности, которые свидетельствует о том, акустическая система работает стабильно. Реальные значения максимальной синусоидальной мощности (RMS) — 8 Ом. Это не всегда декларируемый факт, особенно на компактных устройствах. Однако этого недостаточно, чтобы не быть обманутым преувеличенными цифрами, такими как «динамическая сила», «максимальная сила». Не стоит выбирать высокое значение — в небольшом помещении достаточно купить усилитель с небольшим показателем. Сопротивление усилителя должно быть аналогичным с сопротивлением акустической системы, а в некоторых случаях быть ниже. Не допустимо, чтобы этот показатель был выше. Мощность звука должна быть меньше максимальных возможностей колонок. Это продлит срок эксплуатации прибора.

Диапазон частот — еще один немаловажный фактор. Большинство людей могут воспринимать звуки частотой до 20 кГц. Самым качественным устройством считается тот, где есть высокочастотный транзистор, и где используется больше микросхем. Также при выборе усилителя необходимо учитывать, чтобы максимальный диапазон не превышал этой верхней границы.

Коэффициент искажений . Чем больше этот показатель, тем менее качественный звук выбираемого прибора. При выборе техники лучше выбирать приборы одного производителя или класса.

Число усилительных каналов можно выбрать, исходя из конфигурации системы акустики. Приборы для кинотеатров домашних имеют два канала. Выбирать стоит канальный ресивер с показателями в пределах от 5.1 до 9.2.

Соотношение сигнала/шума — означает показатели фонового шума, который передается на динамики. Показатель измеряют в децибелах при максимальной громкости. Более высокий показатель означает качество звука. Выбирать лучше всего прибор с показателями не меньше 90-100 децибел.

Самым сложным выбором усилителя может быть выбор усилителя звука для колонок в машину . Однако, потраченное время и деньги стоят того: повысится качество, чистота и мощность звука в автомобиле. Если уже куплен качественный сабвуфер, может потребоваться больше производительности для воспроизводства акустики. Классические автомагнитолы не способны обеспечить хорошее звучание. Поэтому требуется приобретать внешний усилитель. Самое верное решение — приобрести устройство с параметрами до 200 ватт.

На что еще обратить внимание при выборе усилителя

Рассмотрим, на какие моменты следует обратить внимание, чтобы выбрать усилитель звука с оптимальным соотношением функционала, цены и качества.

  • Стоимость устройства. Низкая стоимость должна насторожить. Не стоит покупать недорогие приборы.
  • Площадь помещения, где будет установлен усилитель. Это влияет на качество звучания. Нужно учитывать, что мощность на один канал составляет 3-5 Ватт на один метр квадратный. Если параметры не превышают пятнадцати метров квадратных, тогда нужно учитывать первую цифру, при площадях больше двадцати квадратных метров - на вторую.
  • Покупать приборы в компаниях и магазинах, где есть возможность проверить качество прибора в деле.
  • Выбирать аппаратуру необходимо с запасом мощности, так как не следует использовать устройства при максимальных мощностях. Все это может отразиться на сроке службе прибора. Самыми надежными усилителями считаются с мощностью до ста Ватт.
  • По возможности следует выбирать технику одного изготовителя. В тех случаях, когда это нереально, постараться выбрать устройство одного класса.

Рейтинг моделей усилителей

Рассмотрим некоторые модели, рассмотрим характеристики устройств, их преимущества и недостатки. Выбрать усилитель — это не такая простая задача, учитывая количество брендов и моделей. Итак, поехали!

Усилитель Yamaha A-S201

Преимущества: Мощность аппарата составляет 100 Ватт на канал. При этом среди преимуществ стоит выделить, громкость звучания даже при условии сложной структуры музыкальных композиций, наличие инструкции, пульта и батареек при покупке устройства. К минусам стоит отнести: отсутствие коаксиального, оптического выходов.

Стоимость усилителя A-S201 — 14000-15000 рублей.

Ямаха — один из самых лучших брендов в области мультимедиа. Будучи инноваторами в области аудиотехнологий, компания выросла в мировой гигант, стала лидером в производстве звукозаписывающего оборудования. При этом компания не перестает удивлять, постоянно совершенствуется и выпускает новые инновационные новики, одной из которых является усилитель Ямаха A-S201. Если вы решили выбрать усилитель, то следует знать, что Yamaha A-S201 — один из лучших усилителей, имеющих надежную конструкцию, обладающий чудесным звуком, великолепным фонокорректором.

Усилитель SMSL SA-36A Plus

Из преимуществ — музыкальный усилитель звука имеет поддержку Bluetooth с возможностью подключать другую аудиоаппаратуру по беспроводному протоколу, наличие усилителя класса D для акустики, детализованное звучание, корпус из алюминия, многофункциональный и компактный. Радиус работы составляет до десяти метров.

Недостатки: мало входов. Сколько стоит такой усилитель для колонок?

Стоимость такой аппаратуры колеблется в диапазоне от 2000 до 5000 рублей.

Цена усилителя колеблется от 2000 до 3000 рублей.

Плюсы: надежный, недорогой усилитель. Аппарат относится к качественным устройствам. Имеет высокий уровень КПД (до 90%). При этом нет необходимости использовать дополнительные системы охлаждения. Производитель оснастил прибор защитой от перегрева, превышения уровня тока и замыкания. Плата устройства подходит под все требования, предъявляемые к усилителям класса D. Недостатки: мощность варьируется от 10 до 15 Ватт. Устройство подходит для использования в домашней обстановке.

Если у вас ограниченные средства — вполне можно выбрать усилитель такого класса.

Стоимость аппаратуры варьируется от 13 000 до 19000 рублей.

Преимущества: оригинальный дизайн, симметричная конструкция, изящная техническая сдержанность. Этот аппарат поставляется как категория Hi-Fi-приборов, которые сочетают в себе изящностью и простоту. Хороший диапазон звучания и воспроизведения до 10 кГц, позволяет прослушивать любой формат — от музыки до киноэффектов. Изготовлен из алюминия. Потребление энергии составляет 135 Ватт.

Недостатки: не очень хороший звук с помехами, увеличение звука происходит программно. Прибор подойдет для подключения к домашним кинотеатрам.

Усилитель Dynavox CS-PA1

Если вы решили купить усилитель этой модели, то следует знать её преимущества: прибор небольшого размера, снабжен опцией с 3D-звуковым эффектом, что позволяет расширить стереобазу и усиление звука. Ширина звучания данного устройства на очень хорошем уровне, несмотря на демократичную стоимость устройства. Мощность для комнат в двадцать квадратных метров составляет 10-20 ватт на один канал.

Недостатки: высокая стоимость. Подходит для использования в дома.

Цена усилителя колеблется от 5500 рублей до 6000 рублей.

Заключение

Чтобы правильно выбрать усилитель для дома, необходимо сначала определить, какую систему вы хотите построить. Любители музыки ценят стереофонический звук, поскольку стандарт записи музыкальных треков включает использование только двух каналов. Объединив сигналы двух каналов, можно создать реалистичную ступень звука, в которой каждый компонент музыкальной сцены (инструменты, тональность) позиционируют себя в очень конкретной точке. Но для лучшей работы в пространстве, например, с фильмами, записанными с многоканальными кодировками (Dolby Digital, DTS), стоит выбрать многоканальный усилитель.

Чтобы выбрать усилитель оптимальной модели, важно обратить внимание на множество параметров: мощность, диапазон звучания, площадь помещения, частоту искажений. Это определяющие факторы, которые помогут подобрать идеальную аппаратуру. Также не лишним будет перед покупкой ознакомиться с отзывами потребителей о данной модели.

Видео по теме

Как выбрать усилитель

Как выбрать усилитель из Китая

В настоящее время очень распространено мнение, что Hi-Fi-техника, выпущенная в 70-х, 80-х и в начале 90-х годов, априори является высококачественной и что из этих подержанных аудиокомпонентов можно без существенных затрат построить звучащую «винтажную» аудиосистему, аналогичную по качеству гораздо более дорогим современным.

Давайте попробуем разобраться с этой теорией. Тут есть доля правды - на вышеуказанный промежуток времени пришелся самый рассвет индустрии звука. Достигли совершенства проигрыватели и корректоры для воспроизведения винила, устройства магнитной записи, появились цифровые источники, выпускалось очень много моделей действительно качественных усилителей мощности. Все так, но есть нюансы:)

Официального разделения аппаратуры на Hi-Fi и High End в то время не было, однако фактически существовали как бюджетные компоненты, так и очень дорогие. Если не брать в расчет самые бюджетные и самые эксклюзивные модели, и как-то выделить условный средний класс, то разброс цен все равно впечатляет: 300–2500$ за компонент. А если учесть, что 2500$ в середине 80-х - это просто огромные деньги, то становится понятно, что с тех пор ничего не изменилось - качественный звук как стоил дорого тогда, так стоит дорого и сейчас.

С появлением интернет-аукционов подержанная техника японского и европейского производства огромным потоком хлынула на поиск новых владельцев, причем значительная часть его направилась к нам, в Россию. На первых порах за очень небольшую цену на аукционах выставлялось много эксклюзивной и изначально дорогостоящей техники, но это продолжалось недолго, рынок все расставил по своим местам - владельцев, избавляющихся от лишней техники за символические деньги, массово сменили перекупщики, стремящиеся хорошо заработать на этом. Да и сами владельцы быстро сообразили что и почем.

В результате стоимость бюджетных компонентов стала такой, что для поддержания устойчивого спроса возникла необходимость в формировании нового представления о винтаже в среде потребителей, то есть представлять ширпотреб тех лет как эквивалент современным аудиокомпонентам высокого класса. Надо сказать, что успехи в этой области достигнуты, и немалые, понятие «винтаж», которое раньше подразумевало дорогие и высококачественные компоненты в отличном техническом и косметическом состоянии, теперь для большинства означает любое бюджетное барахло возрастом 30-40 лет. Это печально, но факт. Конечно, настоящий винтаж никуда не делся и тоже представлен на рынке, но доступен по цене очень немногим.

Чем отличаются бюджетные и топовые компоненты золотой эры аудио? В принципе - всем. Это разный уровень установленных комплектующих, использованных материалов, качество схемотехники и т.д. Для примера рассмотрим два усилителя 80-х годов разных ценовых категорий: очень популярный «винтажный» усилитель Dual CV-1460, который стоил около 400$ в свое время, и существенно более дорогой двухблочный Onkyo Integra P-308 предусилитель + Onkyo Integra M-508 усилитель мощности (800$ + 1500$ соответственно). Все эти аппараты не являются редкими и достаточно часто встречаются на просторах интернет-аукционов и у владельцев аудиотехники.

Усилитель Dual CV-1460

Если верить тому, что написано про этого красавца в рунете, то вы, покупая Dual CV-1460, становитесь владельцем «легендарного» изделия, работающего в «чистом классе А», с высокой выходной мощностью (2х95 Вт на нагрузке 8 Ом) и обеспечивающего «исключительное качество звучания», оснащенного «прекрасным» корректором для винила. Сейчас заглянем под крышку, включим приборы, послушаем.


Интегрированный усилитель Dual CV-1460

Открываем… Видим абсолютно бюджетную конструкцию с комплектацией уровня музыкального центра – дешевые потенциометры, пружинные разъемы для АС и т.д. Нет даже блока защиты АС – вместо него в звуковую цепь включен предохранитель 3.15 А – то есть если сгорит оконечный каскад и на выходе УМ появится постоянное напряжение, то АС останутся целы, если предохранитель успеет сгореть раньше, чем катушка НЧ динамика. Замечательно, это обнадеживает:)


Интегрированный усилитель Dual CV-1460 со снятой верхней крышкой

При дальнейшем изучении конструкции появились некоторые сомнения, касающиеся соответствия действительности некоторых заявленных параметров – указанную в паспорте долговременную выходную мощность усилитель «долго» не выдержит. Причины две:

1. Предохранитель в цепи подключения АС номиналом 3.15 А, что соответствует максимальной выходной мощности 80 Вт на АС 8 Ом. Если использовать АС 4 Ом, то предохранители сгорают, ориентировочно, на половине мощности.

2. Штатные радиаторы охлаждения могут не справиться с рассеиванием необходимого количества тепла - слишком мала их общая площадь.

Разбираемся с «классом А». Естественно, что специалисту сразу понятно, что УМ с такими габаритами и весом не может работать «в чистом классе А», потому что усилитель с выходной мощностью 95 Вт на канал должен рассеивать в тепло около 1 кВт в этом случае. Проверяем по сервис-мануалу настройку тока покоя, измеряем и видим, что он составляет целых 3 мА! Усилитель реально работает практически в классе В, то есть «Dual class A», это название очередной схемотехнической уловки, заставляющей транзисторы оконечного каскада работать без коммутационных искажений на совсем малом токе покоя, только и всего. Аналогичное схемотехническое решение, под названием «New class A», применяется в усилителях Technics. Вроде и обмана то нет, но и класса А нет – очень грамотно придумано.

Далее, слушаем этот «легендарный» усилитель – звук довольно мягкий, не раздражает слух, но общее музыкальное разрешение очень скромное, сцена есть, но плоская, чуть шире АС. На сложных композициях каши не делает, но «отрезает» все то лишнее, что мешает ему достойно воспроизвести музыкальный фрагмент. Микродинамика упрощенная, звук в целом бедноват. «Прекрасный» встроенный корректор для винила звучит вообще никак, что неудивительно для схемы на одном ОУ с цепью коррекции RIAA в обратной связи.

В общем, ничего выдающегося, стандартно для бюджетного аппарата всех времен. Слушать на этом музыку можно, конечно, но ни о каком высоком качестве звука и речи быть не может.

Комплект Onkyo Integra P-308 и Onkyo Integra M-508 (200 Вт\8 Ом, 290 Вт\4 Ом)

Это не самые верхние модели этой серии, есть еще P-309+M-509, общей стоимостью 6000$ (в 80-е годы) и суммарно 41 кг весом, но буду писать о тех, которые исследовал и слушал лично.


Предварительный усилитель Onkyo Integra P-308 и оконечный усилитель Onkyo Integra M-508

Этот двухблочник оснащен достаточно неплохо – конструкция двойное моно, включая раздельные сетевые трансформаторы, энергоемкий БП, по три пары выходных транзисторов в оконечных каскадах каждого канала, с суммарным током покоя 300 мА (класс АВ). По фото видно, что комплектация и конструктив Onkyo Integra P-308\М-508 серьезно отличается от бюджетного Dual CV-1460. Не нужно быть специалистом, чтобы это понять, поэтому не буду дальше углубляться в технические подробности и перейду сразу к прослушиванию:

Звучание мягкое, неокрашенное, аппарат строит достаточно глубокую сцену, выходящую за пределы расстановки АС, звук не привязан к колонкам, УМ звучит эмоционально и имеет высокое музыкальное разрешение. При увеличении громкости мелкие детали не теряет. Этот усилитель совсем не утомляет слух, его хочется слушать.

Да, Onkyo Integra P-308\М-508 хороший усилитель, хотя и не относится к высшей категории – это крепкий средний класс. Естественно, что есть и более достойные модели. Где-то с этого уровня, с моей точки зрения, начинается действительно «винтаж».


Оконечный усилитель Onkyo Integra M-508 со снятой верхней крышкой
Предварительный усилитель Onkyo Integra P-308 со снятой верхней крышкой

Но в полной мере так назвать можно только аппараты, находящиеся еще и в безупречном техническом и косметическом состоянии, которого с аукциона, увы, уже практически не бывает. Большинство винтажа требует не просто ремонта, а скорее технической реставрации, и с каждым годом ситуация неуклонно ухудшается (отличное внешнее состояние найти пока вполне можно). Вот тут и раскрывается новая проблема – насколько выбранная вами техника пострадала от времени и условий хранения у предыдущего владельца.

Очень часто по внутреннему состоянию блоков и узлов можно сделать однозначное заключение, что устройство не один год хранилось в неотапливаемом помещении, типа гаража, подвала или балкона. Замечу, что если на корпусе или внутреннем шасси усилителя есть следы коррозии или видно почерневшие пайки на платах, то связываться с покупкой не стоит, однозначно. В лучшем случае реставрация обойдется намного дороже, в худшем – усилитель может оказаться неремонтопригодным.

Если есть желание приобрести аппарат, который будет долго радовать звуком, а не регулярно портить настроение выходом из строя или бесконечными мелкими отказами и огрехами, то нужно сначала совершить удачное приобретение с аукциона (состояние может оказаться хуже заявленного), а потом найти квалифицированного специалиста, который приведет ваш новый компонент аудио к необходимому техническому состоянию. Это процедура дорогая, специалистов таких не очень много, мягко говоря.

Зато есть много техники, которая продается уже в России с пометкой: «Произведена профилактика и настройка всех режимов по приборам, в соответствии с оригинальным сервис-мануалом». Как показывает практика - процент реально тщательно отреставрированных и настроенных винтажных аппаратов, выставленных на продажу, совсем небольшой. Поэтому, надеяться на это не стоит. Причина проста - это трудоемкая и дорогостоящая процедура, которая существенно увеличивает стоимость изделия и которую не имеет смысла проводить, если аудио приобретено с аукциона с целью перепродажи. Обычно, вся такая «профилактика» сводится к банальной смазке регуляторов и переключателей, чтобы не издавали громкие шорохи и щелчки в АС во время показа потенциальным клиентам. То есть, выполняются минимально необходимые действия, не требующие временных затрат на изучение сервис мануала, разборку узлов, проведения измерений и т.д.

Стоит отметить, наверное, что далеко не все, включая топовые, усилители прошлых лет, изначально имели отличное звучание. Неудачных, плохо звучащих усилителей тоже было выпущено достаточно. Как пример можно привести Revox B-251.


Интегрированный усилитель Revox B-251

У этого усилителя на борту мощный импульсный блок питания, цифровые регулировки громкости и чувствительности входов, электронная коммутация. Как результат - звук чистый, прозрачный, но совершенно безжизненный, утомляющий. Картина плоская, сцены нет совсем, звук привязан к АС. Параметры, при этом, достаточно высокие. Один мой знакомый приобрел себе Revox B-251 только с одной целью – стойка компонентов Revox без него не смотрится, а ничего другое по дизайну подобрать не смог.

Бывает и наоборот, естественно – интегрированный усилитель Technics SU-V10 (не путать с V10X – это совсем другой усилитель), который стоил 900$ в 1982 году, ни чем не уступает, а в чем-то даже превосходит двухблочного монстра Onkyo Integra.


Интегрированный усилитель Technics SU-V10
Интегрированный усилитель Technics SU-V10 со снятой верхней крышкой

Но эту модель Technics найти в приличном состоянии и купить задача практически невыполнимая. Вообще, если окунуться с головой в мир аукционов винтажа, то очень скоро можно заметить, что определенные модели ценятся гораздо выше других и уходят с молотка, едва появившись в объявлениях на соответствующих сайтах. Причины могут быть разные - одни хорошо звучат, другие легко ремонтируются, третьи являются коллекционной редкостью и т.д.

Если резюмировать сказанное выше, то вывод получается такой: действительно качественный винтажный усилитель, находящийся в отличном техническом и косметическом состоянии, настроенный квалифицированным специалистом, согласно сервисной документации, вполне может составить достойную конкуренцию современным аппаратам высокой ценовой категории, но его результирующая стоимость будет немалой, может быть даже сопоставимой. А бюджетные усилители тех лет могут успешно соперничать только со своими современными одноклассниками. Их основное преимущество над новоделом заключается в отсутствии, как правило, пагубно влияющих на звук электронных коммутаций и регулировок, которыми просто напичканы сейчас практически все новые УМ.

В статье изложено мое личное мнение, основанное на многолетнем практическом опыте, но оно может не совпадать с мнениями других людей и ничего страшного в этом не вижу.

Первая публикация данной статьи

С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster )

Танцы на площадке перед дачей, вечеринка караоке с друзьями, прослушивание любимых дисков, детский праздник с играми под музыку — плеера и компьютерных колонок явно будет недостаточно. А что делать, если у вас большой хороший автомобиль и вы привыкли, чтобы настроение поднимала именно музыка? Встроенный сабвуфер кажется слишком примитивным и нужного качества не дает. Все ясно – надо покупать отдельное устройство для усиления мощности. Какой усилитель звука лучше? Об этом пойдет речь в нашей статье.

Какие бывают усилители?

Открыв каталог звуковой аппаратуры, вы с некоторым удивлением обнаружите, что усилитель усилителю рознь. Они отличаются по многим параметрам:

  • типу;
  • элементной базе;
  • числу каналов;
  • мощности;
  • коэффициент искажений;
  • минимально допустимой нагрузке;

Тип

Тип определяется по тем функциям, которые должно выполнять устройство. Типов всего три:

  • предварительные;
  • оконечные;
  • полные.

Предварительные

Предусилитель, как следует из названия, предназначен для того, чтобы подготовить слабый звуковой сигнал к усилению. Ставят его рядом с источником звука. Такое расположение удобно, поскольку позволяет избежать помех.

Предварительный усилитель состоит из нескольких блоков:

  • коммутации входов;
  • регулировки громкости и тембра;
  • собственно усилителя, который позволяет увеличить мощность сигнала.

Важно! Предусилитель используется вместе с усилителем мощности.

Оконечный

Это – усилитель мощности. Но усиливает это устройство не только мощность. С его помощью сигнал доводится до уровня. А вот регулировать параметры сигнала с помощью такого устройства невозможно.

Полный

Он сочетает в себе функции предусилителя и оконечного. Это очень удобно. Что касается цены, то такое устройство обойдется дешевле, нежели комплект из предусилителя и оконченного усилителя.

Что у него внутри?

По тому, какие элементы используются, усилители тоже делятся на три типа:

  • ламповые;
  • транзисторные;
  • гибридные.

На лампах

Если вы думаете, какой усилитель лучше, постарайтесь определить, для каких именно целей он вам нужен. У ламповой техники – масса достоинств:

  • относительно простая схема;
  • высокое качество звука;
  • хороший тембр звучания;
  • небольшой уровень шума;
  • мягкое ограничение сигнала;
  • устойчивость к перегрузкам;
  • простота наладки;
  • устойчивость к сбоям электропитания.

Истинные меломаны частенько выбирают именно ламповые усилители. Однако у таких устройств есть некоторые недостатки:

  • большое потребление электроэнергии;
  • большой вес, поскольку внутри находятся тяжелые трансформаторы;
  • увеличение мощности свыше 20 Вт требует изменения схемы с применением дефицитных ламп.

Важно! С увеличением мощности неизбежно возрастают вес и цена.

Устройства на транзисторах

Работа таких усилителей становится возможной благодаря применению биполярных и полевых транзисторов. Схемы таких устройств сложнее, чем ламповых. К несомненным плюсам можно отнести сравнительно низкую стоимость и малый вес. Если же говорить о недостатках, то они такие:

  • необходимость дополнительной защиты выходных каскадов;
  • необходимость защиты блока питания.

Важно! Сейчас вместо дискретных элементов в таких усилителях часто применяются интегральные микросхемы, которые более компактны и легко ремонтируются.

Гибриды

В гибридных устройствах используются и лампы, и интегральные микросхемы или транзисторы. Такие усилители сочетают в себе не только элементы, но также и достоинства и недостатки ламповых и транзисторных. Вариантов достаточно много, поэтому подобрать усилитель звука, идеально соответствующий вашим целям, можно.

Если же попытаться определить достоинства, то получится солидный список:

  • высокое качество звука и мягкий тембр, как у ламповых;
  • относительно небольшой вес;
  • обширная ценовая линейка;
  • большая по сравнению с транзисторными устойчивость к сбоям электропитания.

Сколько нужно каналов?

Количество каналов целиком и полностью зависит от того, какой акустической системой вы пользуетесь. Обычно их бывает от одного до шести, хотя производители аппаратуры уже этим не ограничиваются — можно встретить устройства и с гораздо большим количеством каналов. Весь вопрос в том, а нужно ли это именно вам.

Одноканальное устройство дает монофонический звук, два канала обеспечивают стереозвучание.

Важно! Максимальное качество получается, если следовать принципу, что количество колонок и каналов должны быть равны. При этом у каждой колонки есть свой персональный канал, а у каждого канала – своя колонка.

Усилитель для воспроизведения музыки должен быть как минимум двухканальным, чтобы воспроизводить стереозвучание. Для домашнего кинотеатра минимальная конфигурация – 5.1. Но могут быть и более интересные варианты – в продаже встречаются и конфигурации 9.2. Количество каналов указано в документации к устройству.

Выбираем мощность

Любитель, решившийся на покупку качественной звуковой аппаратуры, частенько теряется — что покупать сначала, а что потом? Профессионалы советуют первым делом выбрать акустическую систему, а затем уже подбирать к ней усилитель в зависимости от ее конфигурации. Такой порядок удобнее, так как:

  1. Подобрать усилитель к уже имеющейся системе гораздо проще, чем систему к усилителю.
  2. Характеристики системы могут подсказать, какая мощность должна быть у усилителя.

Чтобы подобрать усилитель звука по мощности, необходимо учесть несколько очень простых соображений:

  1. Не стоит рассчитывать, что самый качественный звук получится на пределе мощности усилителя и акустической системы. Такого почти никогда не бывает – лучшее звучание достигается на уровне примерно 70-75% от максимальной мощности усилителя и примерно 90% — системы То есть, усилитель должен быть примерно в полтора раза мощнее остальной аппаратуры.
  2. Не стоит ориентироваться на максимальное значение, которое указано в сертификатах – нужно учитывать номинальное, поскольку именно оно обеспечивает заданный уровень искажений и долговременное воспроизведение звука.
  3. Имейте также в виду чувствительность акустической системы, которая измеряется в децибелах: когда чувствительность снижается на 3 дБ, но вы хотите получить звук той же громкости, мощность усилителя необходимо увеличить в два раза.

Коэффициент искажений

Фактически он состоит из двух коэффициентов:

  • интермодуляционных искажений;
  • гармонических искажений.

Они выражаются в процентах. Современная качественная аппаратура чаще всего делается по стандарту DIN 45500. Согласно этому стандарту, устанавливаются такие параметры искажений:

  • интермодуляционные – не более 3%, полоса частот – 250-8000 Гц;
  • гармонические – не более 1%, полоса частот – 40-12500 Гц.

Минимальная допустимая нагрузка

Сопротивление нагрузки акустической системы определяет, какая необходима мощность усилителя. Чем оно меньше, тем больше нужна мощности. Однако важно и то, какую минимальную нагрузку выдерживает колонка и при этом не перегорает.

Сигнал и шум

Звуки, которые выходят из усиливающего устройства, неодинаковы. Сигнал бывает полезным и шумовым. Полезный – музыка или речь, например. Шум – треск и свист, которые порой издает аппаратура.

Важно! Этот параметр выражается в децибелах. Подходящее значение для бытовой аппаратуры – 90-100 Дб.

Принято считать, что чем дороже аппаратура, тем она лучше. Это не обязательно так. Цена не всегда определяет качество, но все же, необходимо учитывать, что хороший аппарат не может быть слишком дешевым. Разве что вы покупаете его в комиссионном магазине, где возможны самые невероятные случайности.

Не стоит покупать аппаратуру там, где ее нельзя проверить. Это имеет смысл делать только в одном случае, если вы заранее выбрали модель и доверяете продавцу.

Важно! Учтите также, какую именно площадь вы будете озвучивать – приблизительная мощность каждого канала рассчитывается на 1 квадратный метр. Лучший вариант – 3-5 Вт на 1 кв. м.

Тонкости подключения

Задумавшись, как подобрать усилитель, непременно обратите внимание на особенности подключения к акустике. У современной аппаратуры оно бывает двух типов:

  • на пружинных защепках;
  • на клеммах.

Второй вариант удобнее во всех отношениях:

  • клеммы надежно держат кабели;
  • наличие таких креплений говорит о высоком качестве аппаратуры.

Дополнительные возможности

Почти во всех современных моделях есть встроенный кроссовер. Он нужен, чтобы срезать низкие или высокие частоты. Фактически это — система фильтров, настроенных на определенные частотные составляющие сигнала. Он разделяет сигнал на разные полосы частот, направляя их к акустическим излучателям, приспособленным для данного диапазона.

Кроме того, у современной усилительной аппаратуры имеется плавная регулировка частоты среза. Многие модели оборудованы переключателями, позволяющими умножать частоту на 10, 100 и т. д. Это дает возможность усиливать сигнал в каждом канале, не применяя внешний кроссовер.

Важно! Если у вас высококачественная акустическая система и вам не нужны специальные эффекты вроде сверхнизких басов, кроссовер вам не понадобится.

Как правильно подобрать усилитель для автомобиля?

Во многих случаях водителям достаточно встроенного усилителя. Однако владельцы высококлассных машин зачастую стремятся увеличить силу звука и ставят дополнительную колонку.

В данном случае вес аппаратуры большой роли не играет. Поэтому можно совершенно спокойно покупать ламповый усилитель, который дает максимальное качество звука.

Что касается остальных параметров, то они могут быть следующими:

  • это должен быть гибрид — он занимает намного меньше места, нежели предусилитель и оконечный усилитель вместе взятые;
  • мощность рассчитывается, исходя из значения 3 кВт на 1 кв. м (5 кВт – лучше для помещений, причем больших);
  • как и в любом другом случае, усилитель должен подходить к конкретной акустической системе;
  • соединение с акустикой – с помощью клемм;
  • коэффициент искажений – для высококлассной аппаратуры.

Важно! При покупке не забудьте заглянуть в сертификат, в котором обязательно указывается реальная мощность для конкретного устройства с определенным заводским номером.