Сравнение соц сетей. Сравниваем аудитории социальных сетей. Разница в оформлении

Facebook – стартовал из Силиконовой долины. Широко распространена среди колледжей и университетов большинства англоговорящих стран. Является второй по популярности сетью после MySpace в США. Эта сеть пока еще не доступна во многих странах, однако стабильно развивается и растет. Рекомендуется: студентам колледжей и университетов.

MySpace – одна из наибольших социальных сетей в мире. Она с огромной скоростью завоевала США, сейчас MySpace насчитывает порядка 80 миллионов пользователей. В 2005–м году её выкупила компания Newscorp за 580 миллионов долларов. MySpace продолжает стремительно развиваться и на данный момент именно она определяет пути развития социальных сетей. Рекомендуется: тинейджерам, молодым людям.

Bebo – в отличии от американизированной MySpace, Bebo рассчитан на другие англоговорящие страны, такие как Англия, Австралия и Новая Зеландия. По функциям Bebo очень похож на MySpace. Изначально, Bebo был создан для того, чтобы осуществлять связь между друзьями, однако в последствии сеть разрослась и на данный момент насчитывает порядка 40 миллионов пользователей. Рекомендуется: тинейджерам, молодым людям.

MommyBuzz – создана для того, чтобы мамы могли общаться по интернету, делиться и обмениваться мыслями и идеями с другими мамами. Замечательное место для подобной целевой группы. Рекомендуется: мамам.

Flickr - является самым популярным фото сервисом в мире. Миллионы людей хранят на Flickr свои фотографии, помечают их тегами, создают альбомы, добавляют в группы для обсуждения. Рекомендуется: фотолюбителям.

MuslimSpace – создан бывшим студентом факультета вычислительной техники американского университета Sharjah, MuslimSpace полностью оправдывает свое название – MySpace для мусульман. На сегодняшний день сайт насчитывает около 15000 пользователей, и его цель – стать более чистым и защищённым сайтом, чем MySpace и, естественно, только для мусульман. Рекомендуется: мусульманам.



Imbee – Существует очень много сайтов для подростков. Цель Imbee – обеспечить безопасную и надёжную социальную сеть для детей. Так что теперь, если твой старший брат хвалится своим профайлом на MySpace и дразнится, что ты не можешь завести себе такой же, вперёд на Imbee! Рекомендуется: детям.

Dogster – место, где могут встречаться и общаться собаки (и их владельцы). На Dogster каждая собака имеет свою собственную веб-страничку. Подзаголовок гласит: размещайте фото собак, рассказывайте собачьи истории, заводите новых друзей(собак)! Рекомендуется: собакам и их владельцам.

Catster – практически брат-близнец сайта Dogster, разрабатывается теми же людьми, Catster – это Dogster для кошек. Размещайте фото кошек, рассказывайте кошачьи истории, заводите новых друзей(кошек). Рекомендуется: кошкам и их владельцам.

Fuzzster – будучи в некоторой степени комбинацией Dogster и Catster, Fuzzster – это место для ваших кошек, собак и других пушистых любимцев. Запущенный в начале 2004 г он вырос и превратился в достаточно большое сообщество любителей животных. Рекомендуется: пушистым животным и их владельцам.

ВКонтакте . Поиск сокурсников и одноклассников, наиболее посещаемый ресурс в России и Украине. Создан в 2006 году, Павлом Дуровым (для регистрации требуют указания е-майл и номера мобильного телефона).

Одноклассники - Год основания - 2006. Самая большая социальная сеть, насчитывает 11 миллионов (февраль 2008) пользователей. Одноклассники.ru помогут найти старых друзей и узнать чем и как они живут сейчас. Можно отправить сообщения людям, с которыми потеряли связь, и, возможно, организовать с ними встречу (с недавнего времени регистрация стала бесплатной).

Мой круг - социальная сеть для поиска работы и работников. Первая в Рунете социальная сеть, созданная в 2005 г. группой недавних выпускников МФТИ, МГУ и Российской экономической школы для поиска одноклассников, однокурсников, коллег и сотрудников (на июнь 2006 г. в ней было зарегистрировано 100 тыс. пользователей). 27 марта 2007 г. сервис был куплен компанией Yandex; теперь он является одним из сервисов Яндекса и продолжает своё развитие под его опекой.

TooDoo - как пишут авторы сайта: «Этот сайт - социальная сеть сайтофанатов, призванная объединить Рунет и позволить каждому обмениваться мнением со своими друзьями по поводу любимых (или нелюбимых) сайтов, находить новые интересные странички, узнать «в лицо» тех, кто читает те же сайты, заводить новые знакомства с интересными людьми - например с авторами любимых сайтов».

Привет.ру - сайт о людях и интересах. Общение, блоги, сообщества, видео.

Ключевые слова

ЛИЧНОСТЬ / СУБЪЕКТ / БЫТИЕ / СО-БЫТИЕ / АКТИВНОСТЬ / СУБЪЕКТНОСТЬ / ОБЩЕНИЕ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / PERSONALIRY / SUBJECT / EXISTENCE / COEXISTENCE / ACTIVITY / SUBJECTIVITY / COMMUNICATION / VIRTUAL REALITY / SOCIAL NATWORKING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы - Рябикина Зинаида Ивановна, Богомолова Екатерина Ильинична

Современная психологическая наука о личности не обладает достаточно глубоко осмысленными данными о процессах, связанных с виртуализацией бытия . Необходимость научного осмысления феноменологии усиливающегося влияния виртуализации на личность , ее бытие и со-бытие , а так же выявления закономерностей ее направленности на подкрепление своей субъектности в виртуальном со-бытии обусловливает актуальность исследования. В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи особенностей личности пользователя с характером ее активности в социальной сети Интернета. Определены критерии активности личности , а так же индикаторы субъектности активности личности в социальной сети . Установлено, что пользователи, различающиеся степенью активности и уровнем субъектности , обладают различными личностными характеристиками. Сформулированы и описаны проявления «характерологических дефицитарностей» как предпосылок зависимости личности от социальных сетей , тревожности и пассивности, снижения уровня самоактуализации и т.д.А так же «характерологических преимуществ», обусловливающих активность личности в сети (направленность на самоактуализацию, поиск дополнительных пространств бытия , которые личность преобразует в соответствии со своими смыслами). Полученные результаты расширяют имеющиеся психологические представления о качестве активности личности в социальной сети . Вносят вклад в практику применения теоретических конструктов субъектно-бытийного подхода в изучении личности как субъекта виртуального пространства бытия и со-бытия с Другими

Похожие темы научных работ по психологическим наукам, автор научной работы - Рябикина Зинаида Ивановна, Богомолова Екатерина Ильинична

  • Возможные изменения субъектной позиции личности в связи с нарастающей виртуализацией её бытия

    2013 / Рябикина З.И., Богомолова Е.И.
  • Личностная идентичность в условиях виртуализации бытия

    2014 / Богомолова Е.И.
  • Перспективы исследований личности с теоретико-методологических позиций психологии субъекта

    2013 / Рябикина З.И.
  • Концепция самопонимания личностью этнокультурной идентичности: субъектный подход

    2015 / Тучина Оксана Роальдовна
  • Развитие идей А. В. Брушлинскогов контексте субъектно-бытийного подхода

    2013 / Рябикина З.И., Фоменко Г.Ю., Ожигова Л.Н.
  • Перспективы исследования жизненного сценария личности в русле субъектно-бытийного подхода

    2016 / Петросьян С.Н.
  • Проблема субъектности человека в пространстве социокультурных детерминант

    2018 / Аполлонов И.А., Берберян А.С.
  • Отражение гендерной идентичности в автобиографиях мужчин и женщин

    2015 / Шахова Елизавета Михайловна
  • Школьная развивающая образовательная среда как важнейшее условие формирования у учащихся субъектных качеств

    2015 / Бондарева Анна Николаевна
  • Личность и ее бытие как предметная область психологии

    2016 / Петросьян Светлана Николаевна, Рябикина Зинаида Ивановна

Modern psychological science of the individual does not have deep enough meaningful data about the processes associated with the virtualization of being a personality. The need for scientific understanding of the phenomenology of the growing impact of virtualization on the personality of the society, its existence and co-existence, as well as identifying patterns of its focus on the reinforcement of its subjectivity in the virtual co-existence makes the relevance of research. The article presents the results of empirical studies on the relationship of personality characteristics by the nature of its activity in the social network of the Internet. The criteria of activity of the personality, as well as indicators of subjectivity in activity of the personality in the social network are determined. It is established that users with different levels of activity and the level of subjectivity , have different personality characteristics. Manifestations of "the deficit of character" as a prerequisite, depending on the individual social networks, anxiety and passivity, lowering of self-actualization, etc. are formulated and described, as well as "the benefits of character" that determine the activity of the individual network (direction of self-actualization, the search for additional spaces being that person converts in accordance with its internal sense). The results expand existing psychological representations about the quality of activity of the personality in the social network. They contribute to the practice of theoretical constructs of subject-existential approach to the study of personality as being the subject of virtual space and co-existence with the Others

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь личностных характеристик пользователей социальных сетей Интернета с особенностями их активности в сети»

УДК 159.923.2

19.00.00 Психологические науки

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ИНТЕРНЕТА С ОСОБЕННОСТЯМИ ИХ АКТИВНОСТИ В СЕТИ

Рябикина Зинаида Ивановна Д.псих.н., профессор, заведующая кафедрой психологии личности и общей психологии РИНЦ БРГЫ-код=2178-6220 [email protected]

Богомолова Екатерина Ильинична

преподаватель кафедры психологии личности и

общей психологии

SPIN-^=1600-8604

bogomolova [email protected]

ФГБОУ ВПО Кубанский государственный

университет, Россия, 350040, Краснодар,

Ставропольская, 149

Современная психологическая наука о личности не обладает достаточно глубоко осмысленными данными о процессах, связанных с виртуализацией бытия. Необходимость научного осмысления феноменологии усиливающегося влияния виртуализации на личность, ее бытие и со-бытие, а так же выявления закономерностей ее направленности на подкрепление своей субъектности в виртуальном со-бытии обусловливает актуальность исследования. В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи особенностей личности пользователя с характером ее активности в социальной сети Интернета. Определены критерии активности личности, а так же индикаторы субъектности активности личности в социальной сети. Установлено, что пользователи, различающиеся степенью активности и уровнем субъектности, обладают различными личностными характеристиками. Сформулированы и описаны проявления «характерологических дефицитарностей» как предпосылок зависимости личности от социальных сетей, тревожности и пассивности, снижения уровня самоактуализации и т.д. А так же «характерологических преимуществ», обусловливающих активность личности в сети (направленность на самоактуализацию, поиск дополнительных пространств бытия, которые личность преобразует в соответствии со своими смыслами). Полученные результаты расширяют имеющиеся психологические представления о качестве активности личности в социальной сети. Вносят вклад в практику применения теоретических конструктов субъектно-бытийного подхода в изучении личности как субъекта

Psychological science

INTERRELATION PERSONALITY CHARACTERISTICS OF USERS OF SOCIAL NETWORKS IN THE INTERNET WITH THE FEATURES OF THEIR NETWORK ACTIVITY

Ryabikina Zinaida Ivanovna Dr.Sci.Psy., professor, head of the Department of psychology of the personality and general psychology SPIN-code=2178-6220] [email protected]

Bogomolova Ekatherina Ilinichna

lecturer of the Department of psychology of the

personality and general psychology

SPIN-code= 1600-8604

bogomolova [email protected]

Kuban State University, Krasnodar, Russia

Modern psychological science of the individual does not have deep enough meaningful data about the processes associated with the virtualization of being a personality. The need for scientific understanding of the phenomenology of the growing impact of virtualization on the personality of the society, its existence and co-existence, as well as identifying patterns of its focus on the reinforcement of its subjectivity in the virtual co-existence makes the relevance of research. The article presents the results of empirical studies on the relationship of personality characteristics by the nature of its activity in the social network of the Internet. The criteria of activity of the personality, as well as indicators of subjectivity in activity of the personality in the social network are determined. It is established that users with different levels of activity and the level of subjectivity, have different personality characteristics. Manifestations of "the deficit of character" as a prerequisite, depending on the individual social networks, anxiety and passivity, lowering of self-actualization, etc. are formulated and described, as well as "the benefits of character" that determine the activity of the individual network (direction of self-actualization, the search for additional spaces being that person converts in accordance with its internal sense). The results expand existing psychological representations about the quality of activity of the personality in the social network. They contribute to the practice of theoretical constructs of subject-existential approach to the study of personality as being the subject of virtual space and co-existence with the Others

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

виртуального пространства бытия и со-бытия с Другими

Ключевые слова: ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ, БЫТИЕ, Keywords: PERSONALIRY, SUBJECT,

СО-БЫТИЕ, АКТИВНОСТЬ, СУБЪЕКТНОСТЬ, EXISTENCE, CO- EXISTENCE, ACTIVITY,

ОБЩЕНИЕ, ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, SUBJECTIVITY, COMMUNICATION, VIRTUAL

Современный человек живет в условиях быстро в изменяющейся реальности. Образ жизни человека, личностное бытие претерпевают изменения. Скорость этих изменений возрастает. Одним из мощных факторов, обусловливающих преобразования бытия личности является его виртуализация. Появление Интернета и социальных сетей привело к расширению коммуникативного поля личности, изменило характер общения, спровоцировало сопутствующие эффекты. Вместе с изменением возможностейкоммуникации изменяется и сама личность пользователя Интернет-услуг. Проблема виртуализации бытия современного человека и возникающие в связи с этим психологические проблемы являются важным полем научных изысканий (Асмолов А.Г., Асмолов Г.А., Войскунский А.В., Жичкина А. Е., Ю.П. Зинченко, И.П. Шкуратова, Ж. Ланье, У. Гибсон, Ж. Делез, Ж. Бодрийяр, М.Ю. Говорухина, Н. А. Носов, Turkle Sh., Viseu A., Albrechtslund A., Indalecio T., Shanyang Z., Grasmuck S., Martin

J.,Boyd D., Yong-Yeol A., Seungyeo H., Haewoon K., Bechar-Israeli H. и др.).

В предпринятом исследовании объектом является личность пользователя социальных сетей Интернета. Предмет исследования -личностные характеристики пользователей социальных сетей Интернета, различающихся своей активностью в сети.

Один из ведущих принципов отечественной психологии - принцип деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, М.А. Басов и др.) обусловливающий рассмотрение ведущих видов деятельности, как важнейшего фактора в развитии личности, объясняющий становление характерных для личности особенностей. Это создает теоретическое основание для объяснения различий между людьми, характеризуемыми

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

различной степенью активности в виртуальном пространстве социальных сетей.

С другой стороны, большая значимость виртуального пространства коммуникации для личности (отсюда, повышенная активность,

проявляющаяся в частоте обращений, в большем количестве

затрачиваемого времени и т.д.) обусловлена личностными особенностями пользователя. Возможно, проблемами его общения в offline пространстве бытия. Речь может идти о некоторой «характерологической

дефицитарности» личности, т.е. недостаточной сформированности необходимых свойств для эффективного общения и со-бытия с другими людьми в реальном мире. Например, большая зависимость, ведомость, что предполагает поиск поддержки в отношениях. И если этой поддержки не хватает в offline, человек ее ищет в виртуальном со-бытии . В многочисленных исследованиях выделены «проблемы личности», выступающие предпосылками к общению посредством Интернет: недостаточная насыщенность реального общения; возможность

проигрывания ролей, фрустрированных в реальной жизни . Поэтому к виртуальному общению чаще склонны люди не уверенные в себе, испытывающие сложности в близком общении и самораскрытии, неудовлетворенные собой.

свойственная личности большая выраженность в области интенций самоактуализации и поиск дополнительных пространств бытия, в которые личность могла бы «продлить» себя, организуя их в большем соответствии со своей природой. Эта тема акцентируется в субъектно-бытийном подходе к личности (В.В. Знаков, З.И. Рябикина, Г.Ю. Фоменко, Л.Н. Ожигова, A.B. Бурмистрова-Савенкова, П.Ю. Удачина, Г.Г. Танасов, А.Р. Тиводар и др.). Таким более «податливым», легче переустраиваемым

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

пространством бытия является виртуальное бытие, подчиняющееся нажатию клавиш на клавиатуре. «Характерологическим преимуществом» также является склонность к экспериментированию, большая

восприимчивость к новым формам общения, готовность и психологическая настроенность на организацию со-бытия в виртуальном пространстве Интернет-коммуникации.

Представленные теоретические основания и экскурс в область эмпирических изысканий, выполненных предшественниками, создают основание для формулировки первой гипотезы, личностные особенности пользователя Интернет-коммуникации и интенсивность его активности ввиртуальных социальных сетях (высокая или сниженная активность) взаимосвязаны.

Но анализ показывает, что большая или меньшая активность в социальных сетях не может быть единственным и достаточным основанием для дифференциации, качественного различения

пользователей. Другой, не менее значимый методологический принцип, сформулированный в отечественной психологии - принцип субъекта -акцентирует внимание на качестве активности. Став одним из ведущих в отечественной психологии, он глубоко разрабатывался такими

исследователями, как Б.Г. Ананьев , А.Н. Леонтьев , С.Л. Рубинштейн , К. А. Абульханова , К. А. Абульханова-Славская , Л.И. Анцыферова , А.В. Брушлинский , В.В. Знаков , Е.А. Сергиенко , З.И. Рябикина и др.

Проблема субъекта - одна из краеугольных в гуманитарных науках. В этом качестве личность выступает той силой, которая воплощает в объективной реальности содержание своего внутреннего, субъективного мира, продолжает себя в мир, перестраивая его в соответствии со своими смыслами. В работах С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.В. Брушлинского, В.В. Знакова, Е.А. Сергиенко, З.И. Рябикиной,

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

Л.Н.Ожиговой, Г.Ю.Фоменко и многих других авторов представлена идеология преодоления бессубъектности в рассмотрении бытия . Продолжение себя в мир, переструктурирование личностью пространств своего бытия в соответствии с личностными смыслами и достижение, таким образом, аутентичного бытия - все эти темы отражают гуманистическую идеологию в психологической интерпретации человека.

Ранее в своих публикациях мы останавливались на дуальном эффекте виртуализации бытия личности . Рассматривались положительные и отрицательные эффекты изменений личности, как субъекта бытия и со-бытия в условиях виртуальной реальности.

С одной стороны, выглядит обоснованным утверждение о возрастании субъектности личности. Об этом свидетельствует

возможность приспосабливать технологии интерактивных цифровых сетей к своим нуждам и своей системе ценностей, возможность использовать сетевые коммуникации для расширения возможностей экспансии личности. Человек, овладев необходимыми знаниями и освоив необходимые операции, создает собственную виртуальную реальность, в которой с наибольшей полнотой воплощается картина его внутренней жизни, его смыслов.

С другой стороны, в футуристических прогнозах, в художественном изображении будущего («Терминатор, «Матрица», «Нейромант» и т.д.) преобладают мрачные сцены распада человеческой личности из-за потери субъектной позиции. О возникновении киборга в результате продолжения человека в сферу медиа, слияния личности и машины говорил М. Маклюэн

Ю.П. Зинченко указывает на «расщепление целостности индивида, одновременно расположенного в двух пространствах» в результате чего возникает эффект обладания двойной самостью . В таком случае слияние субъекта и симулякра подразумевает стирание реального

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

субъекта, его полное погружение в поле виртуального бытия, более комфортного по сравнению с реальным.

Представленные рассуждения послужили основанием для формулировки второй гипотезы: личностные характеристики активного пользователя и уровень субъектности его активности в виртуальных социальных сетях (высокая или сниженная субъектность) взаимосвязаны.

Таким образом, цель исследования - выявить и интерпретировать взаимосвязи различающейся активности пользователей социальных сетей Интернета (интенсивность активности и субъектность) с их личностными характеристиками.

Для сбора эмпирического материала были использованы следующие методики:

Анкета «Активность личности в виртуальной социальной сети» Е.И.Богомоловой;

16-факторный опросник личности Р.Б. Кеттелла;

- «Диагностика самоактуализации личности» (САМОАЛ) А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калиной;

Опросник межличностных отношений (ОМО) А.А. Рукавишникова (адаптированная версия опросника FIRO-B В. Шутца);

Опросник «Стратегии самопредъявления» И.П. Шкуратовой.

В исследовании приняли участие 528 человек в возрасте от 19 до 25

Основные шаги эмпирического исследования:

Сортировка выборки на две группы по поликритериальному признаку «интенсивность активности в социальных сетях»;

Применение процедур измерения личностных характеристик испытуемых (характерологические и поведенческие особенности и уровень самоактуализации; особенности межличностной ориентации и стратегии самопредъявдения в общении) с различиями в интенсивности

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

Сортировка группы «активные пользователи» на две подгруппы по поликритериальному признаку «субъектность активности в социальных сетях»;

Анализ различий личностных характеристик в подгруппах, различающихся по признаку «субъектность активности в социальных сетях».

Основные результаты эмпирического исследования:

1. На основании анкетного опроса и самоотчетов определены критерии активности пользователей в социальных сетях: а) количество активных аккаунтов в социальных сетях; б) частота посещений своих страниц и зависимость от них; в) степень увлеченности социальными сетями; г) уровень активность процесса коммуникации с другими в сети, инициативность личности; д) степень публичности личной информации в сети.

2. Установлено, что активные пользователи социальных сетей различаются особенностями субъектности в виртуальном со-бытии (высокая субъектная активность или низкая субъектность). На основании анкетного опроса и самоотчетов определены критерии субъектности пользователей в социальных сетях.

Индикаторы высокой субъектности личности в виртуальном событии: а) повышенная коммуникативность, расширяющая границы и сферы взаимодействия; б) познание собственных возможностей и реализация потенций; в) познавательная активность и направленность на исследование нового; г) преобразовательная деятельность в виртуальном пространстве бытия; д) выраженная лидерская позиция; е) применение ресурсов виртуального бытия в реальном бытии. Индикаторы низкой субъектности: а) пассивность в коммуникации, ограниченность контактов

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

знакомыми лицами; б) ожидание инициативы от партнеров по со-бытию; в) зависимое отношение к среде виртуальных интеракций и к партнерам по общению; д) высокая ориентация на одобрение группы.

3. Установлено, что различающиеся интенсивностью активности и субъектностъю пользователи социальных сетей обладают различными характерологическими и поведенческими особенностями, проявляют различия в самоактуализации, в тенденциях межличностной ориентации и в стратегиях самопредъявления.

4. Доказано наличие взаимосвязи личностных характеристик пользователя Интернет-коммуникации и интенсивности его активности (высокой или сниженной).

Акторам с высокой активностью виртуального общения свойственны:

Ориентированность на общение (фактор А:т = 11,89), связанная с ведомостью, зависимостью от мнения Других (фактор Е: т = 10,75; фактор Q2:m = 8,58), социальная пассивность и ожидание инициативы от Других (фактор H: т = 12,96); склонность к тревожности (фактор О:т = 12,13) и сниженному самоконтролю, неустойчивость настроения (фактор Q3: т = 11,48); нацеленность на экспериментирование (фактор Q1: т = 9,55) (16-pf Р.Б. Кеттелла);

Направленность на самоактуализацию, выражающаяся в творческом отношении к жизни, ориентации на познание нового («Стремление к творчеству»: т = 7,96); в поиске максимальной самореализации с применением для этого всех имеющихся ресурсов бытия («Спонтанность»: т = 7); в адекватной самооценке и позитивной Я-концепции («Аутосимпатия»: т = 7,65); в компетентности в области коммуникации («Контактность»: т = 6,44); в способности к адекватному самовыражению в общении и отсутствии социальных стереотипов

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

(«Гибкость в общении»:m = 6,41) («САМОАЛ» А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калиной);

Стремление к близким отношениям (шкала Ae: m = 4,31), но с ожиданием большей инициативы от Другого (шкала Iw: m = 6,13) и большей эмоциональной вовлеченности от партнеров по общению (шкала Aw: m = 7,2). (FIRO-B В. Шутца);

В стратегиях самопредъявления преобладают «Стремление понравиться» (m = 10,89), «Демонстрация слабости» (m = 10,41), «Отслеживание производимого впечатления» (m = 11,41), «Вариативность поведения» (m = 11,37) («Стратегии самопредъявления» И.П. Шкуратовой)

Акторов с низкой активностью виртуального общения отличают следующие личностные характеристики:

Сниженная коммуникативность (фактор А: m = 8,09), автономность (фактор H: m = 11,63) и консервативность (фактор Q1: m = 7,27); эмоциональная устойчивость (фактор С: m = 15,09), высокая интеграция (фактор Q3: m = 14,18), сознательность (фактор G: m = 14,27) и сдержанность поведения (фактор О: m = 10,36); отстраненность от группы, склонность к независимости в отношениях (фактор!: m = 6,81; фактор Q2:m = 12,09) и доминантность (фактор E: m = 13,18) (16-pf Р.Б. Кеттелла);

Сниженная самоактуализация; полноценной самоактуализации

препятствует избегание экспериментирования («Стремление к

творчеству»: m = 6,18); стремление к стабильности, нерешительность («Спонтанность»: m = 5,9); неуверенность в себе в сфере коммуникации («Аутосимпатия»: m = 5,72), исчезающая только в знакомой обстановке и компании («Контактность»: m = 4,09); ригидность и непластичность в коммуникации с разными людьми («Гибкость в общению^ = 4,54) («САМОАЛ»А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калиной);

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

Тенденция к общению с меньшим количеством людей (шкала Iw: m = 3,54), связанная с избирательностью в установлении близких отношений (шкала Aw: m = 4,27) и эмоциональной дистанцированностью (шкала Ae: m = 2,63) (FIRO-B В. Шутца);

Преобладание стратегий «Самопродвижение» (m = 10,81) и «Примерность» (m= 10,54) («Стратегии самопредъявления» И.П. Шкуратовой).

5. Установлена взаимосвязь личностных характеристик пользователей социальных сетей с особенностями их субъектности (высокая или низкая).

Акторов с высокой субъектностью виртуального общения отличают следующие личностные характеристики:

Стремление к общению (фактор А: m = 13,83), смелость (фактор H:

m = 14,91) и спонтанность в социальных контактах(фактор N: m = 11), стремление к эмоциональным связям (фактор F: m = 13,33), но с высокой ориентацией на укрепление и поддержку своей независимости (фактор Q2: m = 10,16) и на доминантность в отношениях (фактор E: m = 12,91); эмоциональная устойчивость (фактор С: m = 16,16), высокий

самоконтроль (фактор Q3: m = 12,08), добросовестность (фактор G: m = 15,08); склонность к экспериментированию (фактор Q1: m = 11,25) (16-pf Р.Б. Кеттелла);

Высокая направленность на самоактуализацию, выражающаяся в

способности разделять ценности самоактуализирующейся личности («Ценности»: m = 9,66); в творческом отношении к жизни и склонности к экспериментированию («Стремление к творчеству)^ = 10,16); в способности жить здесь и сейчас («Ориентация во времени»: m = 6,25); в компетентности в области коммуникации («Контактность»: m = 8), но

недоверии к людям («Взгляд на природу человека»: m = 5) и стремлении к независимости («Автономность»: m = 7,33); в способности к адекватному самовыражению в общении («Гибкость в общении»: m = 7,66); в

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

познавательной активности («Потребность в познании»: m = 6) и ориентированности на максимальную реализацию своих потенциальных возможностей («Спонтанность»: m = 7,91); в чувствительности к себе («Самопонимание»: m = 5,16) («САМОАЛ»А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калиной);

Стремление к принадлежности, вовлеченность в деятельность

группы (шкала Ie: m = 7,33) и собственная инициатива в выстраивании отношений (шкала Iw: m = 4,16); инициатива в контроле и руководстве складывающимися взаимоотношениями (шкала Ce: m = 7,83) и

Предпочитаемые стратегии самопредъявления - «Стремление понравиться» (m = 12,33), «Примерность» (m = 10,83), «Отслеживание производимого впечатления» (m = 12,25) («Стратегии самопредъявления» И.П. Шкуратовой).

Акторов с низкой субъектностью виртуального общения отличают следующие личностные характеристики:

Высокая ориентированность на общение (фактор А: m = 10,52), но

со склонностью к приспособляемости (фактор E: m = 9,23), зависимость от группы (фактор Q2: m = 7,47), пассивность в установлении контактов (фактор H: m = 11,58) и осторожность в выборе партнера (фактор F: m = 10,35); эмоциональная неустойчивость (фактор С: m = 11,17) и

непосредственность поведения (фактор N: m = 9,76), граничащие с непостоянством, малообязательностью (фактор G: m = 10,47) и

недисциплинированностью (фактор Q3: m = 11,05); консервативность (фактор Ql: m = 8,35) (16-pf Р.Б. Кеттелла);

Сниженный уровень самоактуализации; полноценной

самоактуализации препятствует консервативность («Стремление к

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

творчеству»: m = 6,41); неуверенность в себе и своих способностях, нерешительность («Спонтанность» - m = 6,35), недоверие к людям («Взгляд на природу человека» - m = 2,94); сниженная познавательная активность («Потребность в познании»: m = 4,17); трудности в установлении взаимоотношений («Контактность»: m = 5,35) и ригидность в общении («Гибкость в общении»: m = 5,52); высокая

ориентированность на мнение окружающих («Самопонимание»: m = 3,52) и зависимость от Других («Автономность»: m = 5,52); погруженность в прошлые переживания («Ориентация во времени»: m = 4,29) («САМОАЛ» А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калиной);

Отсутствие инициативы в отношениях (шкала Ie: m = 3,29) и ожидание инициативы от Других (шкала Iw: m = 7,52), зависимость от мнения и руководства извне (шкала Cw: m = 7,7), что обусловливает избегание ответственности (шкала Ce: m = 3,64) (FIRO-B В. Шутца);

Предпочитаемые стратегии самопредъявления -

«Самопродвижение» (m = 11,23), «Запугивание» (m = 10,52) и

«Демонстрация слабости» (m = 11,52) (Опросник «Стратегии

самопредъявления» И.П. Шкуратовой).

Проделанная работа создает перспективы для дальнейших научных изысканий в направлении изучения личности в условиях нарастающей виртуализации бытия. Полученные результаты эмпирического

исследования демонстрируют разнонаправленные эффекты виртуализации бытия современного человека.

Таким образом, теоретико-методологические положения

субъектного подхода и их конкретизация в субъектно-бытийном подходе к рассмотрению личности создают основания для анализа дуальных эффектов, обусловленных качеством активности личности в виртуальном пространстве ее бытия, а, именно тем, является ли ее активность субъектной или нет.

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

Интенсивностный и качественный (высокая субъектность / низкая субъектность) параметры активности личности в социальных сетях Интернета связаны с ее психологическим статусом как субъекта бытия и с соответствующими этому статусу различиями в самоактуализации, характерологических и поведенческих особенностях, в тенденциях межличностной ориентации и способах самопредъявления в коммуникации.

В психологических исследованиях внимание чаще обращено к отрицательным следствиям вовлеченности личности в Интернет-контакты. Прежде всего, к таким следствиям относится формирование зависимости, невозможность «насытить» возникающую потребность в виртуальном событии.

При сравнении высокоактивных пользователей с теми, кто характеризуется сниженной активностью в социальных сетях очевидны предпосылки возникающей зависимости у первой группы, их «ненасыщаемой» потребности в виртуальном со-бытии. Но последующая дифференциация на основании качества активности (высокая или низкая субъектность проявляемой личностью активности) показывает, что активному пользователю с субъектной позицией такая зависимость не угрожает.

Пользователям с высокой субъектностью в социальной сети свойственна общительность, характеризуемая выраженной собственной инициативностью в выборе партнеров и в установлении правил и регламентов общения, независимость, склонность к доминантности и неприятие контроля со стороны; высокий уровень самоактуализации и стремление «быть примером» для партнеров.

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

самоактуализации в совокупности с консервативностью и социальной пассивностью; стремление к самопродвижению посредством

демонстрации агрессии или, напротив, слабости и ожидание поддержки извне.

Полученные результаты о качестве активности личности в социальной сети расширяют применимость субъектно-бытийного подхода к личности, распространяя его на анализ и интерпретацию феноменологии субъектной активности личности в пространстве виртуального со-бытия с Другими. Эмпирическое исследование эвристичность этого подхода к анализу личности в связи с особенностями ее активности в виртуальных социальных сетях. Обоснование и понимание аспектов качества со-бытия личности в виртуальном бытии способствует новому уровню осуществления поддержки и консультирования пользователей в ситуации Интернет-зависимости, служит основой для разработки коррекционных тренингов и программ, ориентированных на различные группы пользователей сети Интернет и социальных сетей.

Список литературы

1. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности / К.А. Абульханова. М.: Наука, 1973. - 288 с.

2. Абульханова К.А. Предисловие / К.А. Абульханова, А.Н. Славская // Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. М.: Питер, 2003. - С. 3-4.

3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. - 335 с.

4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль. 2000. - 155 с.

5. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б.Г. Ананьев. М.: Директ-Медиа, 2008. - 134 с.

6. Анцыферова Л.И. Психологическое содержание феномена субъекта и границы

субъектно-деятельностного подхода / Л.И. Анцыферова // Проблемы субъекта в психологической науке / под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н.

Дружинина. М.: Академический проект, 2000. - С.27-42.

7. Арестова О.Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский / Вестник МГУ, 1996. - Сер. 14. Вып. 4. - С. 14-20.

8. Арестова О. Н. Психологическое исследование мотивации пользователей интернета / О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский // Материалы второй

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

Российской конференции по экологической психологии: тезисы. М.: Экопсицентр РОСС, 2000. - С. 245-246.

9. Богомолова Е. И. Нарастающая виртуализация бытия и особенности субъектности личности, являющейся пользователем социальных сетей / Е.И. Богомолова // Личностная идентичность: вызовы современности: материалы Всерос. психол. науч.-практ. конф. (с иностранным участием) / под ред. З.И. Рябикиной и В.В. Знакова. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, Майкоп: Адыгейский гос. ун-т; М.: Институт психологии РАН, 2014. - С. 180 - 182.

10. Брушлинский А.В. О критериях субъекта / А.В. Брушлинский // Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А.В. Брушлинского М.И. Воловиковой. М.: Пер Сэ, 2002. - С. 9-34.

11. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке / А.В. Брушлинский. Психологический журнал. 1991. - № 6. - С. 6-10; 1992. - № 6. - С. 3-12; 1993. - № 6. - С. 3-15.

12. Брушлинский A.B. Проблемы психологии субъекта / A.B. Брушлинский. М.: ИП РАН, 1994. - 109 с.

13. Брушлинский А.В. Психология субъекта / А.В. Брушлинский. СПб.: Алетейя, 2003. - 272 с.

14. Брушлинский А.В. Психология субъекта: некоторые итоги и перспективы /

A. В. Брушлинский // Известия РАО, 1999. - №1. - С. 30-41.

15. Зинченко Ю.П. Виртуализация реальности: от психологического

инструментария к новой субкультуре / Ю.П. Зинченко // Человек как субъект и объект медиапсихологии. М.: Изд-во МГУ, 2011. - 247 с.

16. Знаков В.В. Понимание субъектом мира как проблема психологии человеческого бытия / В.В. Знаков // Проблема субъекта в психологической науке. М.: Академический проект, 2000. - № 4. - С. 86-105.

17. Знаков В.В. Психология субъекта и психология человеческого бытия / В.В. Знаков // Субъект, личность и психология человеческого бытия / под ред. В.В. Знакова,

З.И. Рябикиной. M.: Институт психологии РАН, 2005. - С. 9-44.

18. Знаков В.В. Психология человеческого бытия - одно из направлений развития психологии субъекта / В.В. Знаков // Психологический журнал. 2008. - Т. 29. № 2. -С. 69-77.

19. Леонтьев А.Н. Психологическая теория деятельности. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения: в 2 т. / под ред.

B. В. Давыдова, В.П. Зинченко, А. А. Леонтьева, А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1983. - Т.2. - 320 с.

20. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность / А.Н. Леонтьев // Вопросы философии, 1974. - № 4. - С. 87-97; № 5. - С. 65-78.

21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. - с. 352.

22. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. М.: Наука, 1997. - 190 с.

23. Рябикина З.И. Возможные изменения субъектной позиции личности в связи с нарастающей виртуализацией ее бытия / З.И. Рябикина, Е.И. Богомолова // Человек. Сообщество. Управление, 2013. - №2. - С.76-90.

24. Рябикина З. И. Интерпретация проблем нарастающей виртуализации отношений личности с позиций психологии субъекта / З.И. Рябикина // Идеи О.К. Тихомирова и А.В. Брушлинского и фундаментальные проблемы психологии (к 80-летию со дня рождения): материалы Всерос. науч. конф. (с иностранным участием). М.: МГУ, 2013. - С.77-79.

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

25. Рябикина З.И. Личность как субъект бытия и со-бытия / З.И. Рябикина // Психология личности: учебное пособие / под ред. П.Н. Ермакова, В. А. Лабунской. М.: ЭКСМО, 2007. - С. 132-166.

26. Рябикина З.И. Субъектно-бытийный подход к анализу общения как со-бытия личности со значимыми Другими / З.И. Рябикина // Психология общения: XXI век: 10 лет развития: материалы Междунар. конф.: в 2 т. М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2009. - Т.1. - С. 93-96.

27. Рябикина З.И. Субъектно-бытийный подход к изучению развивающих личность противоречий / З.И. Рябикина // Психологический журнал РАН, 2008. - Т. 29, №2. - С.78-87.

28. Сергиенко Е.А. Идеи Б. Г. Ананьева в разработке системно-субъектного

подхода / Е.А. Сергиенко // Методологические и теоретические проблемы психологии: материалы научной конференции / под ред. Л. А. Цветковой, В. М. Аллахвердова.

СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2009. - Вып. 1. С. 89-92.

29.Чудова Н.В. Особенности образа «Я» жителя Интернета / Н.В. Чудова // Психологический журнал, 2002. - №1. - С.54-59.

1. Abul"hanova K.A. O sub"ekte psihicheskoj dejatel"nosti / K.A. Abul"hanova. M.: Nauka, 1973. - 288 s.

2. Abul"hanova K.A. Predislovie / K.A. Abul"hanova, A.N. Slavskaja // Rubinshtejn S.L. Bytie i soznanie. Chelovek i mir. M.: Piter, 2003. - S. 3-4.

3. Abul"hanova-Slavskaja K.A. Dejatel"nost" i psihologija lichnosti / K.A. Abul"hanova-Slavskaja. M.: Nauka, 1980. - 335 s.

4. Abul"hanova-Slavskaja K.A. Strategija zhizni / K.A. Abul"hanova-Slavskaja. M.: Mysl". 2000. - 155 s.

5. Anan"ev B.G. Lichnost", sub"ekt dejatel"nosti, individual"nost" / B.G. Anan"ev. M.: Direkt-Media, 2008. - 134 s.

6. Ancyferova L.I. Psihologicheskoe soderzhanie fenomena sub"ekta i granicy

sub"ektno-dejatel"nostnogo podhoda / L.I. Ancyferova // Problemy sub#ekta v psihologicheskoj nauke / pod red. A.V. Brushlinskogo, M.I. Volovikovoj, V.N.

Druzhinina. M.: Akademicheskij proekt, 2000. - S.27-42.

7. Arestova O.N. Kommunikacija v komp"juternyh setjah: psihologicheskie

determinanty i posledstvija // O.N. Arestova, L.N. Babanin, A.E. Vojskunskij / Vestnik MGU, 1996. - Ser. 14. Vyp. 4. - S. 14-20.

8. Arestova O.N. Psihologicheskoe issledovanie motivacii pol"zovatelej interneta / O.N. Arestova, L.N. Babanin, A.E. Vojskunskij // Materialy vtoroj Rossijskoj konferencii po jekologicheskoj psihologii: tezisy. M.: Jekopsicentr ROSS, 2000. - S. 245-246

9. Bogomolova E.I. Narastajushhaja virtualizacija bytija i osobennosti sub"ektnosti lichnosti, javljajushhejsja pol"zovatelem social"nyh setej / E.I. Bogomolova // Lichnostnaja identichnost": vyzovy sovremennosti: materialy Vseros. psihol. nauch.-prakt. konf. (s inostrannym uchastiem) / pod red. Z.I. Rjabikinoj i V.V. Znakova. - Krasnodar: Kubanskij gos. un-t, Majkop: Adygejskij gos. un-t; M.: Institut psihologii RAN, 2014. - S. 180 - 182.

10. Brushlinskij A.V. O kriterijah sub"ekta / A.V. Brushlinskij // Psihologija individual"nogo i gruppovogo sub"ekta / pod red. A.V. Brushlinskogo M.I. Volovikovoj. M.: Per Sje, 2002. - S. 9-34.

11. Brushlinskij A.V. Problema sub"ekta v psihologicheskoj nauke / A.V. Brushlinskij. Psihologicheskij zhurnal. 1991. № 6. S. 6-10; 1992. № 6. S. 3-12; 1993. - № 6. - S. 3-15.

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года

12. Brushlinskij A.B. Problemy psihologii sub"ekta / A.B. Brushlinskij. M.: IP RAN, 1994. - 109 s.

13. Brushlinskij A.V. Psihologija sub"ekta / A.V. Brushlinskij. SPb.: Aletejja, 2003. -

14. Brushlinskij A.V. Psihologija sub"ekta: nekotorye itogi i perspektivy / A.V. Brushlinskij // Izvestija RAO, 1999. - №1. - S. 30-41.

15. Zinchenko Ju.P. Virtualizacija real"nosti: ot psihologicheskogo instrumentarija k novoj subkul"ture / Ju.P. Zinchenko // Chelovek kak sub"ekt i ob"ekt mediapsihologii. M.: Izd-vo MGU, 2011. - 247 s.

16. Znakov V.V. Ponimanie sub"ektom mira kak problema psihologii chelovecheskogo bytija / V.V. Znakov // Problema sub"ekta v psihologicheskoj nauke. M.: Akademicheskij proekt, 2000. - № 4. - S. 86-105.

17. Znakov V.V. Psihologija sub"ekta i psihologija chelovecheskogo bytija / V.V. Znakov // Sub"ekt, lichnost" i psihologija chelovecheskogo bytija / pod red. V.V. Znakova,

Z.I. Rjabikinoj. M.: Institut psihologii RAN, 2005. - S. 9-44.

18. Znakov V.V. Psihologija chelovecheskogo bytija - odno iz napravlenij razvitija psihologii sub"ekta / V.V. Znakov // Psihologicheskij zhurnal. 2008. - T. 29. № 2. - S. 69-77.

19. Leont"ev A.N. Psihologicheskaja teorija dejatel"nosti. Dejatel"nost". Soznanie. Lichnost" / A.N. Leont"ev // Izbrannye psihologicheskie proizvedenija: v 2 t. / pod red. V.V. Davydova, V.P. Zinchenko, A.A. Leont"eva, A.V. Petrovskogo. M.: Pedagogika, 1983. - T.2. - 320 s.

20. Leont"ev A.N. Dejatel"nost" i lichnost" / A.N. Leont"ev // Voprosy filosofii, 1974. - №

4. - S. 87-97; № 5. - S. 65-78.

21. Leont"ev A.N. Dejatel"nost". Soznanie. Lichnost" / A.N. Leont"ev. M.: Politizdat, 1975. s. 352.

22. Rubinshtejn, S.L. Chelovek i mir / S.L. Rubinshtejn. M.: Nauka, 1997. - 190 s.

23. Rjabikina Z.I. Vozmozhnye izmenenija sub"ektnoj pozicii lichnosti v svjazi s narastajushhej virtualizaciej ee bytija / Z.I. Rjabikina, E.I. Bogomolova // Chelovek. Soobshhestvo. Upravlenie, 2013. - №2. - S.76-90.

24. Rjabikina Z.I. Interpretacija problem narastajushhej virtualizacii otnoshenij lichnosti s pozicij psihologii sub"ekta / Z.I. Rjabikina // Idei O.K. Tihomirova i A.V. Brushlinskogo i fundamental"nye problemy psihologii (k 80-letiju so dnja rozhdenija): materialy Vseros. nauch. konf. (s inostrannym uchastiem). M.: MGU, 2013. - S.77-79.

25. Rjabikina Z.I. Lichnost" kak sub"ekt bytija i so-bytija / Z.I. Rjabikina // Psihologija lichnosti: uchebnoe posobie / pod red. P.N. Ermakova, V.A. Labunskoj. M.: JeKSMO, 2007. -

26. Rjabikina Z.I. Sub"ektno-bytijnyj podhod k analizu obshhenija kak so-bytija lichnosti so znachimymi Drugimi / Z.I. Rjabikina // Psihologija obshhenija: XXI vek: 10 let razvitija: materialy Mezhdunar. konf.: v 2 t. M.; Obninsk: IG-SOCIN, 2009. - T.1. - S. 93-96.

27. Rjabikina Z.I. Sub"ektno-bytijnyj podhod k izucheniju razvivajushhih lichnost" protivorechij / Z.I. Rjabikina // Psihologicheskij zhurnal RAN, 2008. - T. 29, №2. - S.78-87.

28.Sergienko E.A. Idei B. G. Anan"eva v razrabotke sistemno-sub"ektnogo podhoda / E.A. Sergienko // Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii: materialy nauchnoj konferencii / pod red. L. A. Cvetkovoj, V. M. Allahverdova. SPb.: Izd-vo S.-Peterburgskogo universiteta, 2009. - Vyp. 1. S. 89-92.

29.Chudova N.V. Osobennosti obraza «Ja» zhitelja Interneta / N.V. Chudova // Psihologicheskij zhurnal, 2002. - №1. - S.54-59.

http://ej .kubagro.ru/2015/05/pdf/73 .pdf

Facebook - стартап из Силиконовой долины. Широко распространена среди колледжей и университетов большинства англоговорящих стран. Является второй по популярности сетью после MySpace в США. Эта сеть пока еще не доступна во многих странах, однако стабильно развивается и растет. Рекомендуется: студентам колледжей и университетов.

MySpace - одна из наибольших социальных сетей в мире. Она с огромной скоростью завоевала США, сейчас MySpace насчитывает порядка 80 миллионов пользователей. В 2005-м году её выкупила компания Newscorp за 580 миллионов долларов. MySpace продолжает стремительно развиваться и на данный момент именно она определяет пути развития социальных сетей. Рекомендуется: тинейджерам, молодым людям.


Bebo - в отличии от американизированной MySpace, Bebo рассчитан на другие англоговорящие страны, такие как Англия, Австралия и Новая Зеландия. По функциям Bebo очень похож на MySpace. Изначально, Bebo был создан для того, чтобы осуществлять связь между друзьями, однако в последствии сеть разрослась и на данный момент насчитывает порядка 40 миллионов пользователей. Рекомендуется: тинейджерам, молодым людям.


Friendster - одна из первых сетей, запущенная как “социальный эксперимент”, совсем недавно приобрела патент “на социальные сети”. Сеть очень быстро выросла, однако к сегодняшнему дню совсем опустилась и занимает в данный момент менее 1% рынка социальных сетей. Очень популярна в Азии. Рекомендуется: тинейджерам.


Tagworld - основана осенью 2005 года. Прямой конкурент MySpace. Выделяется прекрасной реализацией Web 2.0 (тэгирование, AJAX). Так же в Tagworld есть поисковик для музыки и IM клиент с возможностью видео чата. Рекомендуется: тинейджерам, молодым людям.

Orkut - продукт созданный программистом Google в своё свободное время (каждый программист Google имеет право тратить 20% своего рабочего времени на собственные проекты). Своё развитие Orkut начал в США, однако впоследствии получил широкое распространение в Бразилии (около 65 % пользователей).Рекомендуется: бразильской молодёжи.

AIM pages - Самая молодая социальная сеть среди наиболее популярных. Это попытка AOL потеснить MySpace на рынке социальных сетей. Считалось, что AIM Pages станет настоящим прорывом, однако у неё еще все впереди. Рекомендуется: тинейджерам, молодым людям.

Hi5 - насчитывает порядка 40 миллионов пользователей. За участие в этой социальной сети нужно платить. Одной из отличительных особенностей системы является то, что можно скачав за деньги музыку из iTunes, добавлять её в профайл. На бесплатном аккаунте можно закачать фотографий на целый гигабайт. На Hi5 есть профайлы у Келли Кларксон, Джессики Симпсон, Тиры Бэнкс. Рекомендуется: тинейджерам, молодым людям.

Cyworld -появилась в Корее и разрослась до феноменальных размеров. Ежедневный доход этой сети составляет порядка 300.000 долларов. Теперь Cyworld постепенно распространяется в США. В сети есть своя валюта (acorns), а так же у каждого юзера есть свой `minihompy" (профайл). Пользователи могут украшать свои `minihompy" и поддерживать связь друг с другом. Рекомендуется: тинейджерам, молодым людям.

Tagged - предназначена в основном для подростков. Главная идея - быть затэгированным, создавать тэгирующие команды и зарабатывать очки, для того, чтобы стать самой крутой тэгирующей командой. Tagged потихоньку набирает популярность у подростков в США, однако по сравнению с MySpace вторична. Рекомендуется: тинейджерам.

Popist - очень похож на MySpace, как интерфейсом, так и направленностью. Предлагает пользователям большое количество открытых функций, таких как возможность интеграции с другими социальными сетями. Рекомендуется: тинейджерам.

Tribe - не так давно эту сеть приобрела NBC. Основная задача Tribe заключается не столько в знакомствах и общении, сколько в объединении собственных социальных сетей пользователей. Предоставляет возможность создавать так называемые “кланы”, а так же очень хорошо локализована за счёт этих самых кланов. Рекомендуется: тинейджерам.

ConnectU - очень похожа на Facebook. Так же рассчитана на студентов колледжей и университетов. ConnectU, в отличии от Facebook, охватывает гораздо меньшее число колледжей и университетов по всему миру. Рекомендуется: студентам колледжей и университетов.

Yahoo! 360 - запущен в начале 2005-го, продукт Yahoo, который предоставляет возможность объединять блоги и фотоальбомы. Только для тех, кто старше 18 лет - это заметно сокращает список потенциальных пользователей. Рекомендуется: взрослым.

PeopleAggregator - попытка Marc Canter занять свою нишу в сфере социальных сетей. Основан на открытых стандартах и функциональностях. Одной из отличительных особенностей является то, что это просто демо версия софта, который позже можно будет приобрести. Рекомендуется: взрослым.

MommyBuzz - была запущена всего пару месяцев назад, MommyBuzz - создана для того, чтобы мамы могли общаться по интернету, делиться и обмениваться мыслями и идеями с другими мамами. Замечательное место для подобной целевой группы. Рекомендуется: мамам.

Flickr - является самым популярным фотосервисом в мире. Миллионы людей хранят на Flickr свои фотографии, помечают их тегами, создают альбомы, добавляют в группы для обсуждения. Рекомендуется: фотолюбителям.


MuslimSpace - создан бывшим студентом факультета вычислительной техники американского университета Sharjah, MuslimSpace полностью оправдывает свое название - MySpace для мусульман. На сегодняшний день сайт насчитывает около 15000 пользователей, и его цель - стать более чистым и защищённым сайтом, чем MySpace и, естественно, только для мусульман. Рекомендуется: мусульманам.

Stardoll - Вы бы хотели одевать знаменитостей как бумажных кукол? Изначально называвшийся Paperdoll Heaven, Stardoll как раз-таки и позволяет вам это. Имея крепкую социальную сеть в основе и почти миллион пользователей, Stardoll завоёвывает мега популярность в мире детей и подростков почти также как Neopets несколько лет назад. Рекомендуется: детям/подросткам.

Imbee - Существует очень много сайтов для подростков, а как же насчёт детей? Цель Imbee - обеспечить безопасную и надёжную социальную сеть для детей. Так что теперь, если твой старший брат хвалится своим профайлом на MySpace и дразнится, что ты не можешь завести себе такой же, вперёд на Imbee! Рекомендуется: детям.

Dogster - место, где могут встречаться и общаться собаки (и их владельцы). На Dogster каждая собака имеет свою собственную веб-страничку. Подзаголовок гласит: размещайте фото собак, рассказывайте собачьи истории, заводите новых друзей(собак)! Рекомендуется: собакам и их владельцам.

Catster - практически брат-близнец сайта Dogster, разрабатывается теми же людьми, Catster - это Dogster для кошек. Размещайте фото кошек, рассказывайте кошачьи истории, заводите новых друзей(кошек)! Нужно ли объяснять что-то еще? Рекомендуется: кошкам и их владельцам

Fuzzster - будучи в некоторой степени комбинацией Dogster и Catster, Fuzzster - это место для ваших кошек, собак и других пушистых любимцев. Запущенный в начале 2004 г он вырос и превратился в достаточно большое сообщество любителей животных. Рекомендуется: пушистым животным и их владельцам.

BookCrossing - В реальном мире bookcrossing (обмен книгами) осуществляется так: кто-то оставляет книгу в общественном месте, чтобы её взяли и прочитали другие и затем сделали то же самое. Цель сайта BookCrossing - запустить такой же процесс и в виртуальном мире. Рекомендуется: книголюбам.

Boompa - этот сайт для автолюбителей, а в интернете их безусловно много. Цель сети- стать вашим онлайн гаражом. Автолюбители могут похвастаться здесь своими “тачками”, найти рекомендации по их усовершенствованию, познакомиться с другими автолюбителями, просматривать видео и фото, а так же многое другое. Рекомендуется: автолюбителям.

Spout - это база данных, включающая более 250000 названий фильмов, Spout - социальная сеть для киноманов. Здесь можно найти отзывы и рекомендации, познакомиться с другими киноманами. Spout - это место, которое полезно посещать перед тем, как вы собираетесь взять на прокат какой-нибудь фильм. Рекомендуется: киноманам.

MOG - стартап из Силиконовой долины, цель MOG - объединять меломанов с одинаковыми интересами. Очень интересный способ познакомиться с новыми людьми, также здесь вы можете открыть для себя новые музыкальные направления, о которых вы раньше не знали. Рекомендуется: для меломанов.

Gusto. Существуют сайты о машинах, фильмах, музыке, книгах, животных, ну а как насчёт путешествий? Gusto - это как раз место, объединяющее путешественников на основе их стиля жизни (выраженного в предпочтениях). Здесь вы также можете найти тонны информации, рекомендаций и отзывов о путешествиях.

Yub.com - соединяет в себе социальную сеть и шоппинг. Цель сайта Yub.com - обеспечить рациональный шоппинг с помощью интернета. Используется система `cash back", когда, если какой-то пользователь помогает другому или наоборот, оба пользователя имеют возможность получить CashBack. Интересный способ делать покупки. Рекомендуется: любителям (онлайн) покупок.

Yelp (от создателей PayPal) - этот сайт во многом похож на Yub, созданный, чтобы помогать шопперам принимать решения, показывая им отзывы других пользователей. Однако, в отличии от Yub, Yelp в большей степени сфокусирован на коммерческой деятельности и услугах, чем на товаре, ориентированном на потребителя. На данный момент доступен только в США. Рекомендуется: любым жителям США (особенно в больших городах).

LinkedIn - согласно опросам, самая популярная бизнес сеть, цель LinkedIn - объединить коллег и партнёров по бизнесу, помочь найти новых. С количеством пользователей около 5 миллионов, LinkedIn остается популярным среди бизнес аудитории. Рекомендуется: наёмникам и бизнесменам


biddingBuddies - часто на аукционных сайтах вроде eBay вам приходится иметь дело со многими людьми. BiddingBuddies поможет вам с этим. Это единственная социальная сеть исключительно для пользователей eBay. Теперь, если вы участвуете в аукционе, почему бы не подружиться с противниками. Рекомендуется: пользователям eBay (покупателям и продавцам).

Faqqly - существует так много вещей, которые вы хотели бы узнать о своих друзьях, так почему бы не спросить их об этом через Faqqly? Faqqly создает страничку FAQ (часто задаваемые вопросы) для каждого пользователя и позволяет друзьям спрашивать друг друга о чем угодно.

Сети Рунета

ВКонтакте. Поиск сокурстников и одноклассников, наиболее посещаемый ресурс в России и Украине. Создан в 2006 году, Павлом Дуровым (для регистрации требуют указания е-майл и номера мобильного телефона).

Одноклассники -- Год основания -- 2006. Самая большая социальная сеть, насчитывает 11 миллионов (февраль 2008) пользователей. Одноклассники.ru помогут найти старых друзей и узнать чем и как они живут сейчас. Можно отправить сообщения людям, с которыми потеряли связь, и, возможно, организовать с ними встречу (с недавнего времени регистрация стала бесплатной).

Мой круг -- социальная сеть для поиска работы и работников. Первая в Рунете социальная сеть, созданная в 2005 г. группой недавних выпускников МФТИ, МГУ и Российской экономической школы для поиска одноклассников, однокурсников, коллег и сотрудников (на июнь 2006 г. в ней было зарегистрировано 100 тыс. пользователей). 27 марта 2007 г. сервис был куплен компанией Yandex; теперь он является одним из сервисов Яндекса и продолжает своё развитие под его опекой.

LovePlanet -- сайт знакомств и общения.

TooDoo -- как пишут авторы сайта: «Этот сайт -- социальная сеть сайтофанатов, призванная объединить Рунет и позволить каждому обмениваться мнением со своими друзьями по поводу любимых (или нелюбимых) сайтов, находить новые интересные странички, узнать «в лицо» тех, кто читает те же сайты, заводить новые знакомства с интересными людьми -- например с авторами любимых сайтов».

Привет.ру -- сайт о людях и интересах. Общение, блоги, сообщества, видео...

Spaces.ru -- российская сеть для мобильных телефонов.

Сайт поможет обрести новые знакомства, как для серьезных отношений, так и просто ради дружбы по переписке.

Выбор интернет-пользователей наиболее подходящей для них социальной сети — дело сугубо личных предпочтений. Ведь каждый такой сервис имеет свои отличительные черты, свои плюсы и недостатки. Поэтому, размышлять о том, какая социальная сеть самая оптимальная или какая социальная сеть лучше, может быть бесполезно. Однако сравнить их главные характеристики и выбрать сеть наиболее оптимально — подходящую для себя лично — вполне реально. Этому вопросу и была посвящена вся нижеприведенная статья.

Выбор социальной сети: сравнительная характеристика

Главные характеристики сетей «Фейсбук», «Одноклассники» и «Вконтакте»:

1. Дружелюбие интерфейса

Успех взаимодействия интернет-пользователей с избранной социальной сетью в большой степени зависит от удобства их интерфейса. Если человек запутается в разделах, не поймет, где находятся нужные для него функции, то скорее всего, он не станет пользоваться своей страницей в социальной сети.

2. Интерфейс

Интерфейс каждой из наиболее распространенных в России соцсетей отличается простотой. При этом, наиболее удобным принято считать интерфейс ВКонтакте, а самым сложным ОК. Интересно, что интерфейс ВКонтакте чуть раньше был практически полностью «скопирован» с соцсети «Фейсбук», так что о преимуществах интерфейса «Вконтакте» можно еще поспорить. характеристики еще находятся под большим вопросом.

3. Функционал

Интерфейс – это только внешняя сторона. Что гораздо важно в любом соцсети, так это ее возможности, функционал. Учитывая наличие постоянной конкуренции между социальной сетями, владелец каждой сети пытается обогнать своего оппонента и подготовить для пользователей какой-то сюрприз. Однако главные функции в любой сети весьма похожи: возможность отправки сообщений, сама «стена», подборка аудио и видеозаписей, фотоальбомы, приложения, группы и паблики.

Стоит упомянуть о том, что на «Фейсбуке» нет столь привычного русским пользователям раздела с музыкальными композициями. Однако данная особенность FB не упущение владельцев, а выполнение закона, защищающего авторское право музыкантов и певцов.

4. Конфиденциальность и безопасность использования

Наверняка, многие слышали, что-то о том, что Фейсбук был создан под строгим контролем ФБР, а значит, все данные из нее отслеживаются. На самом деле, в той или иной мере отслеживается почти что все, что размещается в Интернете. Значит, и «Фейсбук», и «Одноклассники» и «Вконтакте» одинаково не защищены перед представителями спецслужб.

К примеру, сегодня в России людей штрафуют в соц.сетях (ОК, ВК), за неправомерный экстремизм. Формулировки этого закона в России об экстремизме очень расплывчатые, поэтому любого могут осудить и дать штраф. В РИА Новостях от 7 апреля 2016 г. отмечалось, что Россия так и лидирует по огромному количеству жалоб в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) и занимает 2-е место, несколько лет подряд она занимала 1-е место, но сейчас на 2 -е место Россию, сместила Украина, и то наверно временно.

Сегодня например, написал правду в Одноклассниках или Вконтакте, которая не нравится РФ, получи штраф, Если погуглить, то вы заметите, что штрафы получают пользователи, именно этих двух соц.сетей — Одноклассники и Вконтакте, ведь они считаются российскими. Но это пока не касается пользователей соц.сетей Фэйсбук и Гугл, похоже спецслужбам Р.Ф не дают в Фейсбуке и Гугле развернуться и применять свой неправомерный закон об экстремизме. А совсем недавно, власти РФ решили заблокировать крупнейшую профессиональную соц.сеть LinkedIn, в связи с тем, что персональные данные российских участников этой соц.сети не хранятся на территории РФ. Такие первые шаги, могут привести и к блокировке Гугл, Ютуб, других интернет ресурсов, которые не предоставили России ключики контроля.

А если говорить о защите личных данных, то здесь явными преимуществами отличается именно»Фейсбук». Эта цукербергская социальная сеть отличается особенной строгостью в вопросах защиты конфиденциальных данных пользователей. Любой владелец страницы на «Фейсбук» может четко обозначить круг лиц, получающих доступ к основной информации на странице или даже полностью защитить свою страницу от посторонних людей. Часто можно услышать, что персональные странички пользователей таких соц.сетей, как ОК, ВК, Майл, то и дело, взламывают. Но такого не услышишь от пользователей соцсетей Фейсбук и Гугл, скорее всего без дополнительных объяснений вы понимаете — почему?! Все дело в конфиденциальности и безопасность использования.

5. Аудитория

Если рядовые пользователи чаще всего ищут лишь страницы своих знакомых, то для владельцев страниц для раскрутки бендов больше волнуют такие характеристики, как посещаемость и целевая аудитория. Сетями «Одноклассники» и «Контакт» – сервисы, пользующиеся распространенностью среди жителей России и стран бывшего СССР. Фейсбук же – социальная сеть международного значения.

6. В Facebook можно легко удалить страницу

7. Facebook защищает от спама

Вконтакте и ОК спама невероятно много. Это и надоедающие приглашения в приложения и группы, частый взлом аккаунтов, спамные сообщения на стене, в личных сообщениях и группах. Это неудобство часто вынуждает пользователей закрывать свои профили, что само по себе противоречит цели социальных сетей. В фэйсбуке же спама и закрытых профилей значительно меньше.

8. Главная страница

В facebook в роли главной страницы выступает лента новостей друзей владельца страницы Вконтакте же главной страницей был поставлен свой собственный профиль, что удобно далеко не всем.

9. Facebook функциональнее

В фэйсбуке имеется столько функций, что разобраться быстро в них просто не получится. Именно поэтому многие люди считают его непонятным и скучным. Но стоит лишь уделить знакомству с данной соцсетью чуть больше времени, как все трудности разрешаются сами по себе и взору нового пользователя открывается огромный функционал сети, что делает «Фейсбук» особенно удобным и интересным.

Фейсбук радует разными чудесными функциями. Возможность менять доступ к публикации. Возможность публиковать задним числом. Это всё очень удобно. Например, были на мероприятии, а фотографии получили только через месяц. Их можно добавить в хронику тем числом, что было мероприятие. И когда будете через год просматривать, то точно увидете когда это мероприятие было. Пост ставиться в хронологическом порядке.
Ещё, например, можно переносить свои посты из других соц.сетей. Публикуя их в хронике с доступом только для себя и временем их публикации в соц.сети из которой переносите. То есть хронология сохраняется, но никому ленту они не захламят. Позже, можно доступ поменять и их можно будет видеть при заходе на страницу.
Ещё одна очень удобная штука. Если отредактировали публикацию или вообще удалили, то в перепостах она тоже измениться. Такого нет ни в ВК, ни в Г+.

Но в ФБ пока нет возможности редактировать в группе публикации от других пользователей, как это есть в ВК, если ты на правах админа. Не помешало бы если бы ФБ был более адаптивным и широкие дизайны, например поиск бы мегарасширенный и удобный, наподобие в ВК, + видео и музыку и возможность сортировать. Но будем ждать, что нам остается еще делать…

10. Миллионы приложений

Бесчисленный выбор приложений – от игровых до кросспостинга всех последних записей интересующего блога. Здесь каждый пользователь сможет найти то, что интересно ему, тогда как большая часть приложений «Одноклассников» и «Вконтакте» предназначена лишь для развлечения.

11. Facebook открыт для других сайтов

Фэйсбук без опасения отдает трафик пользователей сторонним сайтам. Это подтверждает то, что в 2010 году он смог обогнать поисковую систему google по числу переходов на сайты. Вконтакте и ОК же всячески препятствует переходу трафику на другие сайты.

12. В Facebook информация идет из первых рук

У всех нас есть что-то, что нам особенно дорого и любо. Современные музыканты, любимые фильмы, известные актеры, брэнды и компании производители, интернет-сайты культурных направлений и дорогие нам люди. Вконтакте есть для этого группы, в которых люди со схожими интересами обмениваются информацией. Это может быть достаточно интересно. Но в Facebook можно найти настоящие страницы или сообщества знаменитостей, где все новости публикуют сами звезды или их доверенные лица. Именно оттуда вся информация затем расходится по другим социальным сетям.

13. В Facebook есть удобный чат

Постоянно искать в меню пункт «личные сообщения» может быть не очень удобно. В Facebook же в нижней правой части экрана находится весьма удобный чат со списком всех имеющихся контактов, что позволяет делать общение особенно легким и приятным.

14. У Facebook имеется облегченная и мобильная версия

Эта особенность может в разы облегчить пользование соцсетью в том случае, когда качество интернета оставляет желать лучшего. Эти совсем легкие и маленькие версии позволят оставаться на связи как в самом городе, так и за его пределами.

15. Facebook имеет iPhone-приложение и другие приятные особенности

Сейчас многих молодые люди решили обзавестись новеньким современным iPhone. Любой из владельцев данного устройства знает, что в соцсеть удобнее заходить через специальное приложение. У Facebook на сегодняшний день самая современная и удобная «родная» программа, которая помогает делать на своей странице все, что угодно заходя на нее через специальное приложение, установленное на своем смартфоне. Конечно, для Вконтакте тоже имеется подобное iPhone-приложение, однако удобство использования этого приложения по-прежнему оставляет желать лучшего.

16. Facebook — это общение без границ

На сегодняшний день в сети Facebook зарегистрировалось более 300 миллионов пользователей, и их число продолжает расти. Без тени сомнения можно сказать, что именно Facebook считается самой популярной социальной сетью для общения с пользователями со всего мира. Этому благоприятствует то, что функционал Facebook уже был переведен на все основные языки мира и не перестает добавлять новые.

Прямо на сайтеFacebook можно установить автоматический онлайн-переводчик и после читать новости на любом языке. Чтобы вам настроить автоматический перевод на ваш язык, вам необходимо щелкнуть по «Настройкам» в правом верхнем углу, выбрать раздел «Настройки» — «Язык». И установить язык, на который вы хотите переводить комментарии, сообщения, и т.п. После этого, внизу, каждого сообщения и комментария, у вас появится кнопка «Показать перевод» на ваших просматриваемых страницах. Смотрите картинки ниже, чтобы увидеть, как произвести эти настройки на практике:

17. Facebook — это ваш универсальный аккаунт и пропуск

Сейчас все большее число новых веб-сервисов могут использовать аккаунт аккаунт в «Facebook» для облегчения авторизации. Это избавляет пользователя от долгого заполнения скучных анкет и делает пользование интересными для него ресурсами и особенно удобными.

18. Facebook — для взрослых ответственных людей

Вконтакте — для детей и подростков. Пришло то время, когда Вконтакте стал похож на игровую площадку для детей школьного возраста. Тогда как взрослые и ответственные люди все чаще и чаще выбирают для себя Facebook.

Конечно, каждый интернет-пользователь может оставаться при своем мнении, решая, какая социальная сеть лучше для него самого. Однозначного ответа просто не может быть. И если, по началу, сложно определиться, какой сервис будет самым удобным, можно попробовать завести страницу в каждой из 3-х социальных сетей. Это весьма расширит возможности для общения и иного взаимодействия с внешним миром.

Но наша команда ОПТИМУС ЖИЗНЬ, из всех соц.сетей, считает приоритетной и оптимальной — Facebook.

А на какую соц.сеть падает ваш выбор и почему? Напишите в комментариях ниже.

Самым современным средством организации образовательного процесса, педагогического общения, повышение профессионального уровня является телекоммуникационная технология Веб 2.0. Это новый виток развития Интернета, на котором основная ставка делается на социализацию, приближение его к конечным пользователям, объединение людей, развитие онлайн-сервисов, упрощения процесса получения информации и работы с ней.
Появление термина Веб 2.0 принято связывать со статьей «Tim O’Reilly — What Is Web 2.0" от 30 сентября 2005 года, впервые опубликованной на русском языке в журнале "Компьютерра" № № 37 (609) и 38 (610) и затем представлена под заголовком "Что такое Веб 2.0" сайта "Компьютерра online". В этой статье Тим О’Рейли связал появление большого количества сайтов, объединенных некоторыми общими принципами, с общей тенденцией развития интернет-сообщества, и назвал это явление Веб 2.0, в противовес «старому» Веб 1.0. Веб 2.0 превращает информационные сети в социальные. Сближение сетевых коммуникаций с социальными (реальными) конкретизируется именно в Веб 2.0. Сеть, фактически становится социальным оператором, действует с помощью новых коммуникативных моделей, которые устанавливают контроль над всеми ее субъектами.
Термин был внедрен в 1954 году социологом из Манчестерского школы Джеймсом Барнсом. Он развил изобретенный еще в 30-е годы подход к исследованию взаимосвязей между людьми с помощью социограмм, т.е. визуальных диаграмм, в которых отдельные лица представлены в виде точек, а связи между ними — в виде линий. На этом подходе основана социометрия — психологический метод для выяснения распределения ролей в коллективе. Сформировался комплекс социологических и математических методов исследований, которые составляют научный фундамент современного анализа социальных сетей.
Социальная сеть — это социальная структура, состоящая из узлов, связанных между собой одним или несколькими способами посредством социальных взаимоотношений (примерами узлов могут быть отдельные люди, группы людей или сообщества). В обычном смысле этого слова социальная сеть — это сообщество людей, связанных общими интересами, общим делом или какими-то другими причинами для непосредственного общения.
Социальная сеть — множество социальных объектов и некоторое множество отношений на ней. Социальные объекты (actor) называют еще актерами. Метафора "социальная ткань " или "паутина отношений " использовалась социальными философами 19 и 20 веков. Историю научных исследований социальной сети принято отсчитывать с 1930-х, когда Дж. Морено опубликовал серию работ по социометрии. В лекциях А. Радклиф-Брауна получило развитие понятие социальной структуры как упорядоченного объединения частей в целое, устойчивого паттерна отношений между людьми.
Сначала интерес исследователей ограничивался связями между индивидами в малых группах. В 1950-е работы английских антропологов Дж. Барнеса и Э. Ботт привлекли внимание к более сложным социальным явлениям, связанным с принадлежностью к социальной сети. Так, С. Надялина выступил за то, чтобы единицами социальной структуры считать не индивидов, а социальные позиции, статусы, роли, группы и институты.
На сегодняшний день можно выделить два подхода в определении социальных сетей: 1) прикладной и 2) обще теоретический.
Первый подход распространен в экономической социологии и предназначен решать конкретные прикладные задачи. Здесь сеть — это неформальное объединение, противопоставляемое официальным взаимодействиям любого уровня. Сеть противопоставляется иерархии, а отношение координации — субординации.
Второй подход более теоретический и математический, он направлен на создание универсальной сетевой модели общества. Математическим базисом сетевого анализа является теория графов. В общем виде социальная сеть определяется как особый тип связей между узлами сети, которые отбираются в зависимости от целей построения конкретной сети.


Узел сети — главное понятие сетевого анализа социальной структуры, неделимая частица социального взаимодействия. В Интернете социальная сеть — это программный сервис, площадка для взаимодействия людей (индивидов, пользователей) в группе или в группах. Теоретически как социальную сеть можно рассматривать любое онлайновое сообщество, участники которого принимают участие, например, в обсуждениях на форуме. Социальная сеть также создается читателями тематического сообщества на сервисе блогов. Многие профессиональных сообществ превратились в инструмент поиска людей, рекомендации сотрудников и поиска работы. Социальные сети в их современном виде имеют целый ряд дополнительных возможностей по сравнению с созданными ранее инструментами общения пользователей.
Главной особенностью социальной сети является предоставленные услуги нового поколения, а именно инструменты поиска нужных контактов и установление связей между людьми. С помощью этих инструментов социальной сети каждый ее пользователь может создать свой виртуальный портрет — сформировать профайл, в котором указать подробно данные о себе, своем опыте работы, увлечения, интересы и цели. Наличие профайла уже позволяет использовать механизмы поиска единомышленников, единоверцев, коллег, людей, общение с которыми необходимо в работе и учебе. То есть участник сети получает якобы собственное "место жительства" в Интернете, причем даже близко не похоже на персональные сайты, так распространились на заре Интернета.
Уровень развития социальных сетей почти достиг своего пика, и в это время можно чуть ли не ежедневно наблюдать рождение новых социальных сетей. В последнее время это стали именно нишевые социальные сети. Довольно часто можно встретить интересные темы, иногда просто абсурдные. Эта тенденция была вызвана насыщением рынка общими сетями «для всех». Из наиболее интересных можно выделить такие проекты как MyChurch. com — социальная сеть для создания собственных церквей, Geni — Genealogy — Free Family Tree — сеть родственников, или рунетивски примеры: Мы помним … — социальная сеть памяти, DrugMe.ru — социальная сеть для больных и выздоравливающих; Однокамерники.su, Dodgeball, МойМир от Mail.ru. Есть мобильная версия в социальной сети ВКонтакте, Одноклассники.
В западных аналогов мобильные версии есть уже довольно давно. Сейчас тестируется одна из последних — мобильная версия профессиональной социальной сети LinkedIn.